Ташкент
Всем хана: чайхана, мехмонхана, дорихана
В Ташкенте я побывал 23 и 24 марта 2019 года.
Я много писал о красотах Британии (и обязательно продолжу!), но сейчас мы переместимся в совершенно другую часть света, где совершенно иной уклад жизни.
Ketgani qo'ymayman.
Yor, «Ketaman», - deydi-ey,
Ketgani qo'ymayman.
Yo'llariga chim bosib, dod-a,
O'tgani qo'ymayman.
Yo'llariga chim bosib, dod-a,
O'tgani qo'ymayman.
(узб.) «Песенка Насреддина»
На самом деле, попасть в Ташкент я хотел очень давно:
ещё с тех пор, когда ходил в школу гимназию. Спустя
приблизительно 15 лет с того момента, когда подобное желание
впервые меня посетило (а с годами оно неоднократно ко мне
возвращалось), я наконец оплатил авиабилеты в Ташкент и обратно,
и вскоре ковёр-самолёт отнёс меня навстречу давней мечте!
Даты посещения выбирал намеренно. Дело в том, что
Конечно, два дня – это безумно малое время для знакомства с Ташкентом и вообще Узбекистаном. Но на более продолжительное время в данную пору я не мог себе позволить улететь, и определённо, сто́ило поехать хотя бы и на два дня!
Но льёт рука, а пьёт-то рот, а я в чём виноват?
Алишер Навои
Воздушный флот «Узбекистон хаво йуллари» преставлен
современными Boeing 767. Билеты недешёвые, но кормят в полёте
щедро! И чаем обязательно зальют по самые уши! Несколько раз стюардесса
пройдёт по салону, предлагая «кара чой»,
«ко'к чой»(узб. чёрный
чай, синий
чай). Можно приобщиться и к продукции
Самаркандского винзавода (когда-то самаркандские вина оценил даже известный
путешественник Марко Поло!). В общем, не самолёт,
а крылатая чайхана! Журнал для пассажиров рассказывал
о стране, в которую летит самолёт:
Но что интересно: из документа следует, что нашу страну посетило
девятнадцать граждан Исландии. Сухая статистика не знает, что делали
здесь представители страны льдов. Но в этом году им обязательно нужно
посетить Фестиваль шёлка и специй в Бухаре 24–26 мая.
В Рейкъявике такого точно нет!
Когда–то в Дубли́не у меня в паспорте так и не появилось зелёных штампиков. Зато в аэропорту Ташкента они таки появились на страницах моего паспорта! Солнечный Ташкент встретил меня прохладой и дождём. Вернее говоря, утром ещё было солнце, но уже к обеду небо затянулось тучами и дождь не прекращался до самого утра следующего дня.
- малый
- большой
- Хотя в Ташкент я и попал на самолёте, аэропорт у меня
на фотографиях не остался. Сфотографировать его мешает огромная
толпа таксистов, которые действительно будут хватать прилетевших за рукава,
чуть ли не силой усаживать в машину, предлагать свои услуги
за невообразимо высокие цены. Поэтому первой фотографией будет
пассажирское здание станции Ташкент–Пассажирский.
- Вход в вокзал поближе. В здание не пускают без билета,
поэтому фотографий интерьера нет. Пока нет — я теперь надеюсь
посетить и Фергану, и Бухару, и Самарканд —
а доехать удобнее всего на скоростном поезде. «Узбекистон
темир йуллари» («и» в конце слова непостижимым
образом при произношении превращается в «а») не так давно
провели модернизацию путей и подвижного состава, и пассажирам доступен
поезд «Афросиёб», который преодолевает расстояние между
городами всего за два часа!
- На привокзальной площади разбит просторный сад. Деревья ещё
не выросли достаточно высокими, чтобы летним днём укрывать
от палящего солнца, но радуют глаз. Пока я гулял по Ташкенту,
в моём родном Петербурге ещё шёл снег...
- Половина фонтанов в городе ещё не работала, однако перед
вокзалом уже можно было посидеть у фонтана!
- Рядом с вокзалом находится железнодорожный музей. Не все его
экспонаты сохранились хорошо, но есть как минимум один примечательный:
паровоз
П36–0250 . У нас в Ленинграде стоит паровозП36–0251 — последний в серии и последний пассажирский паровоз, построенный в Советском Союзе. А в Ташкенте можно увидеть предпоследнюю машину в серии.
- Перед обедом я заселился в гостиницу. Пока провёл там полчаса,
размышляя: уложить ли куртку в рюкзак или вовсе оставить её
в комнатушке, небо покрылось тучами, и пошёл дождь. Под дождиком
доехал я до самого часто фотографируемого места в Ташкенте:
медресе Кукельдаш
- Рядом с медресе Кукельдаш располагается самый большой, самый знаменитый
базар — Чорсу. Перед базаром десятки такси готовы отвезти
пассажиров куда угодно. Уверен, если хорошо поискать, можно найти и машину,
готовую поехать в Петербург или Москву! Говорят, что базар находится
под куполом. Однако Чор Су так велик, что даже под таким
большим куполом он никак не уместится! Пойдёмте скорее в самую гущу
знаменитого базара! Дорогу! Дорогу! Нет, уважаемый, не надо такси!
Отстаньте, не хочу я менять ни доллары, ни «российские»!
- Под куполом многолюдно! На первом этаже продают мясо,
молочные продукты (мороженого не нашёл, но думаю, ближе к лету
обязательно будет) — и то, что требует электричества
и холодильников.
- На втором этаже под куполом холодильников нет, но можно купить
специи и сухофрукты
- Не весь базар умещается под куполом, и много есть рядов
рядом. А мне непременно нужен был обжорный ряд! Найти его нетрудно
по запаху, по дыму и по толпе обедающих из самых разных
стран! Прилавки ломятся от шашлыков, жареной рыбы, лагмана. Если поискать,
можно будет найти и бешбармак, и чучвару, и самые разные блюда, от одинх
лишь названий которых разыгрывается аппетит!
- И я заглядываю, что в полупустом казане (почти съеденный плов),
а повар мне сразу и говорит:
– Уважаемый, чего смотришь? Садись кушать!
– А что почём?
– Садись, о цене договоримся! 12 тысяч за полтарелки, 15 за полную... Вот тебе чайник, пиалу́шка, сейчас и плов принесу!
- Пообедав и выпив чаю за 16.000 сумов (чуть больше 120 рублей,
в пересчёте на наши деньги), иду дальше. Рядом с шумным
базаром Чорсу находится площадь Эски Жува (узб. старая
башня) с парком. Вот где можно отдохнуть в тишине
от базарного шума!
- Моя следующая цель — знаменитый Музей истории Тимуридов,
т.е. потомков Амира Темура (он же эмир Тимур, он же Тамерлан).
Снаружи здание выглядит компактным. Если бы светило солнце, голубой купол
красиво смотрелся бы на фоне синего неба... Но город решил встретить
меня дождём.
- Перед зданием также работают фонтаны.
- Внутри же музей поражает своими размерами! Неспроста, наверное, вход
в него через подвал.
- Эта картина была написано столетия назад. Но, пожалуй, больше всего
изменилась только одежда у людей!
- Люстра в музее. Огромному музею — огромную люстру!
- На этой картине изображён Мирзо Улугбек в обсерватории.
Как объяснял водитель такси по дороге из аэропорта, Улугбек
придумал звёзды. Мне кажется, это всё же преувеличение, и ещё до его
достижений в астрономии у людей уже было чем любоваться на ночном
небе... Как бы то ни было, Улугбек позволил средневековой астрономии
сильно усовершенствовать методы наблюдения. В его обсерватории был
определён наклон земной оси (23,52 °) и продолжительность года! Лишь
спустя полтора столетия датский учёный Тихо Браге смог внести более
весомый вклад в астрономию!
- Обсерватория находилась близ Самарканда (в то время —
столицы империи Тимуридов), и до наших дней не сохранилась.
В музее имеется макет этой обсерватории!
- На схеме показаны маршруты Великого шёлкового пути, других
торговых путей и границы империи Тимуридов. Они охватывали часть территории
современных Индии, Казахстана и даже Грузии с Азербайджаном!
- Керамическое блюдо
XIV–XV века. Рисунок
росписи практически такой же, как на современной узбекской посуде!
- Сквер Амира Тимура изобилует растительностью.
- И фонтаны присутствуют в этом сквере!
- Ещё фонтаны. Интересная конструкция: не струя бьёт из форсунки,
а из чаши переливается ламинарный поток воды
- Вторая половина марта. А город цветёт разными цветами. Не верится,
что так бывает!
- Ещё больше цветущих садов!
- Ещё больше разноцветных кустов!
- Движение на улицах Ташкента не столь оживлённое, как
в Петербурге и тем более Москве. Рассказывают, пробка бывает только
утром, когда все едут на работу. А на этой фотографии можно разглядеть
двухэтажный экскурсионный автобус. Не знал, что такие бывают и
в Ташкенте!
- На самом деле, дождь уже льёт немилосердно, и пора бы пойти
под крышу: в метро, например! Но всё же посмотрим
на не самые современные дома в центре города! Красивые!
- До лета 2018 года в метро Ташкента было строго запрещено
фотографировать. Но теперь можно! Станция Пахтакор —
одна из самых разноцветных!
- Станция Пахтакор — пересадочная, можно перейти
на станцию Алишер Навои. Над эскалатором имеется изображение
поэта с указанием годов жизни: 1441—1501.
- Наклонный ход пересадочного эскалатора украшен национальным узором.
- На станции Алишер Навои потолок имеет несколько десятков
куполов.
- Стены станции украшены иллюстрациями к некоторым произведениям
поэта.
- Космонавтлар бекат, или станция Космонавтов тоже красиво
украшена. Сейчас поезд отъедет, и будем осматривать.
- Открывает галерею портретов космонавтов древний грек Икар. Хоть
он и был героем легенд, но первым поднялся высоко, близко
к Солнцу. Пожалуй, это можно считать первым выходом человека
в космос
- «Наш земляк — Владимир Джанибеков»
- Сам советский аппарат Луноход–1 не был человеком,
но и ему нашлось место на стенах станции
- Без портрета Мирзо Улугбека художественное оформление станции
было бы немыслимым!
- Напротив Улугбека другой важный деятель освоения космоса —
Константин Циолковский, видный теоретик докосмической эпохи,
не дожил до полёта в космос ни созданного человеком аппарата, ни
самого человека, но его вклад в космонавтику невозможно переоценить!
- Подвижной состав используется из конца 1980-ых и из начала
2000-ых. При этом до сих пор используются страшные зелёные радиостанции
42РТМ-А2-ЧМ!
- Станция Буюк Ипак Йули (узб. Великий шёлковый путь)
так называется в честь площади наверху
- Станция не всегда называлась так. В Стране Советов она носила имя
писателя Максима Горького, и выход на улицу украшает барельеф
с изображением Данко.
- Станция Хамид Олимжон
- Станция Ойбек
- В нескольких местах поезд метро выпрыгивает из-под земли, чтобы
пересечь речку или канал.
- Один из мостов находится сразу за платформой станции
Миллий Бог (узб.национальный парк).
- Станция Чиланзар давно привлекала меня своим звучным названием.
Не удивительно, что и место ночлега я избрал недалеко от этой
самой станции!
- Станция Шахристан — конечная, и имеет не одну
островную, а две береговых платформы.
- Тем временем, в Ташкенте уже наступает вечер, и скоро пора ложиться
спать. А я на Чиланзарском базаре разжился лепёшкой и сумаляком.
Какой на вкус сумаляк? Уместно будет процитировать Михаила Жванецкого:
«Я попробовал — во рту тает! Вкус
специфический!». А если серьёзно, то даже не знаю, как его
описать. Действительно сладкий (хотя готовится без единого грамма сахара),
действительно сытный. Короче, приезжайте в Ташкент, обязательно попробуйте!
Л.Соловьёв. Возмутитель спокойствия.
На персидском «жизнь» будет زندگی, то есть «zindegi» в латинской транскрипции. А на языке хинди – ज़िन्दगी, то есть «zindagi» в латинской транскрипции. Отличаются одним единственным звуком!
«Счастливый» на хидни будет खुश, или «khush».
На этом заканчивается первая часть. Вторая часть