Паровозы в Англии
На этой странице будут британские паровозики и английские пейзажи.
В силу моего профессионального интереса, значительная часть времени
вылазок в Англию, но не в Лондон, была посвящена осмотру паровозных железных
дорог. Эти железные дороги находятся на выведенных из эксплоатации
Swanage Railway
У железной дороги есть свой сайт в интернете: SwanageRailway.co.uk, на котором можно прочитать, что железная дорога расположена близ Борнмута, и по железной дороге (которая у нас - наиболее быстрый и удобный способ ехать по стране, т.к. поезда ходят с весьма весёлой скоростью, а плавности хода позавидуют все автобусы, и плотность графика движения поездов радует) следует ехать до станции Wareham, а затем добираться до ветки на автобусе. Как и многие (если не все) другие паровозные железные дороги в Англии, раньше до Свонейджа ходили поезда от самого Лондона, а сам город был курортом. Всё-таки южное побережье Англии, 51° с.ш. и море рядом - климат достаточно тёплый. А потом пассажиропоток спал, сняли с графика поезда и начали разбирать пути. И нашлись местные (и не очень местные, вероятно), которые выкупили остаток путей вместе с землёй и постройками и гоняют по ветке паровозы, перевозя пассажиров и проводя праздники и киносъёмки. Про железную дорогу поговорим немного ниже, а пока нам ещё надо до неё доехать.
Место моего гнездования в Англии было в городе Reading, графство Беркшир - это недалеко от Лондона, на запад. До станции Wareham, графство Дорсет надо ехать с двумя пересадками, расстояние по прямой около 120 км, а по железным дорогам - почти 145 км.
По дороге в Swanage
- На станции Reading West, а затем и просто на сети
жж.дд. Англии можно видеть знак ограничения скорости для поездов. У нас машинист поезда должен знать наизусть скоростной режим вдоль всего своего пути следования, а тут знаки висят, как на автодороге. Скорость в милях в час!
- На станции Bournemouth среди старых шпал растут пальмы!
Правда, тяга тут тепловозная, широты не совсем тропические, и растут деревья
небыстро, да ещё и закопчённые все. Но тем не менее, пальмы в Борнмуте!
- Я ревностно-негативно отношусь к иномаркам на путях РЖД, но глядя на то, что Siemens поставил в Соединённое Королевство, испытываю некоторое облегчение и даже удовлетворение от того, что Desiro RUS всё-таки выглядит гораздо более солидно, чем Desiro UK!Там же, на станции Bournemouth видим состав пригородного поезда
British Rail class 450 . Такие поезда с нелепой «мордой» (которая стала отличительной особенностью компании-оператора) производит, между прочим,Siemens AG - это «Desiro» вагонной мануфактуры Сименсов, не очень дальний родственник «Ласточек» в России!
- Лаконичная и доходчивая инструкция по переходу через пути железной дороги
для пешеходов. Мне особенно сильно нравится п.2 Руководства! Увидеть такую
красоту можно, например, на станции Wareham.
- В местечке Corfe Castle есть небольшой краеведческий музей,
с бесплатным входом и единственным небольшим зальчиком. Среди экспонатов можно
увидеть... выпрямитель огурцов работы
Джорджа Стефенсона,
конструктора английских паровозов! Видно, что сэр Стефенсон был большой
оптимист, и рассчитывал, что человечество научится выращивать огурцы
впечатляющих размеров...
- В начале января ещё у местных ещё оставалось новогоднее настроение, и на
стене гостиницы в Corfe Castle-е можно было увидеть
Санта Клауса , выложенного из гирлянд.
- На заднем плане - замок Корф, вернее уже его развалины,
который теперь дал название и местечку. Даже развалины смотрятся внушительно,
можно вообразить, каким неприступным был замок в лучшие годы!
Собственно Swanage Railway
Железная дорога изолирована от основной сети жж.дд. Дорога однопутная, протяжённость около 10 км, имеет в своём составе 5 станций и не имеет остановок на перегонах. Все станции имеют 2 путя. Станции в порядке с севера на юг:
- Norden
- Corfe Castle
- Harman's cross
- Herston
- Swanage
На северном конце линии Norden находится в полупустынной местности, и поэтому мы решили ехать до Corfe Castle-а, где можно скоротать время ожидания поезда за чашкой чая или в местном музейчике (том самом, где выпрямитель огурцов показывают).
- Вокзал станции Corfe Castle, в ожидании поезда со станции
Norden до станции Swanage.
- И наконец поезд прибывает!
-
Застилаем поля паром от нашего паровоза...
- Въезжаем под открытый входной семафор на станцию
Harman's Cross
- На железной дороге действует механическая централизация стрелок и сигналов.
На фото хорошо видны стрелочные тяги на станции Swanage.
- Погода 3 января 2015 года была не самая солнечная, но британская пословица
гласит: «There is no bad wheather - there are bad
clothes!» (нет плохой погоды - есть плохая одежда). Тем не менее,
пока в моём Санкт-Петербурге температура поднялась до +1°C, здесь была жара:
+15°C! Всё-таки выгодно расположена эта железная дорога! Полчаса ехать на
поезде на всех парах и затем представляется прекрасная возможность
прогуляться по берегу моря (Là-bas à l'horizon se trouve
la France!). А летом можно и искупаться в проливе (том самом, который
у французов называется la Manche, а у англичан - the
Channel!
- В вагонах паровое отопление (нетрудно догадаться, откуда берётся пар для
отопления!). В одном из вагонов, видимо, с отоплением что-то не
заладилось, вот и сочится пар из-под юбки вагона.
- На вокзале станции Corfe Castle, где мы покинули
поезд, можно купить, конечно, открытку с видами этой ветки. К сожалению,
за марками надо топать на почту. Тем не менее, из Корф Кастла открытка дошла
до меня без особых приключений
- К сожалению, у меня нет билета, - испуганно сказала Алиса. - Там, где я села, не было кассы...
И хор голосов подхватил:
- Там не было места для кассы! Знаешь, сколько стоит там земля? Тысячу фунтов - один дюйм!
- Не оправдывайся, девочка! - сказал Контролер. - Надо было купить билет у машиниста.
И снова хор голосов подхватил:
- У человека, который ведет паровоз! Знаешь, сколько стоит дым от паровоза? Тысячу фунтов - одно колечко!
Л.Кэрролл. Алиса в Зазеркалье
Bluebell Railway
Железная дорога Bluebell Railway находится к югу от Лондона. До тех мест тоже пришлось порядочно проехать. Сначала будут несколько фотографий английских поездов.
Едем в East Grinstead
- 4 января 2015 года в Рэдинге встретило туманом, который оказался над всей
Англией, отступил днём, но вечером стал настолько густым, что едва ли можно
было разглядеть собственную руку, если её вытянуть.
- Как я писал ранее, меня удивляют створчатые двери в английских поездах.
Так повелось со времён Тревитика и Стефенсона, так было во времена инженера
Грэзли, так продолжается и сейчас: на створчатой двери ручка для открытия
имеется только с наружной стороны вагона! Для открытия двери необходимо
опустить оконное стекло, нащупать ручку на улице и выйти. На современных
поездах, таких как Intercity class 125 замок электрический и
управляется из кабины машиниста, так что на ходу выйти погулять не получится.
Тем не менее, на станциях содержится целый штат работников, которые проходят
вдоль перрона и закрывают двери перед отправлением поездов.
- В составах некоторых поездов, ездящих в ненапряжённое время, на креслах
есть сенсорный экран, на котором можно посмотреть короткометражные фильмы
или мультики. Или посмотреть перемещения нашего поезда на карте. Обратите
внимание на скорость - неплохо для пригородного поезда, да?
- Знаю, что неприлично фотографировать еду, но для отчёта один кадр всё же
будет. Примерно так выглядит завтрак у многих пассажиров в поезде, по моим
наблюдениям. Как я писал раньше, ценники
немногопугающие, и сандвич имеет сравнительно небольшую стоимость и питательный - до обеда его хватит.
Bluebell Railway
Железная дорога однопутная, имеет протяжённость почти 18 км и 4 станции.
Создана на основе закрытой ветки национальных жж.дд. Станции в порядке с севера
на юг:
- East Grinstead Станция примыкает к одноимённой станции
National Rail-а , благодаря чему добраться до поездов по железной дороге несложно. Достаточно будет прогуляться от вокзала «большой» железной дороги до кассы и перрона «малой» - Kingscote Насколько мне известно, когда-то эта станция была конечной для паровозной железной дороги, пока не восстановили пути до станции основной сети жж.дд. Не одна эта железная дорога имеет подобную страницу в своей истории. За пределами Соединённого Королевства в Финляндии железная дорога в Йокиойнен также была наполовину разобрана, и путь перегона Minkiö-Humppila был восстановлен уже после того, как железная дорога стала музейной.
- Horsted Keynes На данный момент линейная станция, однако же идёт строительство ответвления, и уже видно в вагонное окошко пути, уходящие далеко в сторону. Существуют далеко идущие планы проложить пути далеко на юг до станции Lewes основной сети жж.дд. Англии
- Sheffield Park Южная конечная станция железной дороги. Здесь же находится паровозный сарай, музейчик железной дороги, сувенирная лавка, ресторан. При желании, можно прогуляться от станции до Шеффилд Парка. Говорят, роскошные сады особенно прекрасны во второй половине октября...
-
Примечательно, что после Второй Мировой на железных дорогах Европы от третьего класса избавлялись как от жуткого пережитка прошлого (наш плацкартныйСпешим обилетиться. Билет печатают на классической толстой картонке. Bluebell Railway в этом не уникальные, но будет несправедливо не отметить, что здесь тоже чтут билетные традиции, а типографии в состоянии напечатать таких билетиков!
вагон - это третий класс), а на всяческого роду музейных железных дорогах как раз-таки отсутствует второй класс, но есть первый и третий! Третий класс отличается тем, что рядом с креслом нет удобного столика, на котором лежит свежая пресса и кофе с булками, и мусорная корзина находится где-то в конце вагона - ехать на дачу копать картошку (если путь не слишком далёкий) в таких условиях можно, а через полстраны ехать мало кому захочется...
- Паровоз набирает воду по станции Sheffield Park во время
обгона вокруг состава.
- Пока паровоз прицепляется к составу и уезжает в очередной рейс, мы посетим
музей на станции Шеффилд Парк. Среди различных экспонатов там можно увидеть
английские вагонные ключи. Можем увидеть, что технологические железнодорожные
ключи не только в России были простой геометрической формы без особых слесарных
изысков. В Англии в поездах и сейчас много замков, закрытых на трёхгранник или
четырёхгранник - настоящую классику железнодорожных ключей. Впрочем, для более
важных шкафов уже нужен и нормальный ключ, так что посмотреть давление в
запáсном резервуаре или индикацию на шкафе вагонной автоматики посмотреть
получится, а отключить ТЭДы или что-то вещать в поездную громкоговорящую
связь уже не получится!
- Если ключи - это непременный атрибут кондуктора на поезде, то сундучок -
это такой же важный атрибут машиниста паровоза. Есть такой экспонат и в
музее у Bluebell Railway. Только если наши родные машинисты
носили (а некоторые и сейчас носят) жестяной сундучок-шарманку, то у британских
эта походная столовая, библиотека и мастерская - кожаная!
- Домой также уехала открытка с этой железной дороги. Репринт статьи про
почтовые вагоны, благодаря которым письма по владениям Короны стали ездить
быстрее. К сожалению, прямо на месте было некогда надписывать открытку и
искать уличный ящик, поэтому надписывал уже по месту ночёвки. Но место
написания «Рэдинг, графство Беркшир» смотрится тоже достойно и
свидетельствует о знакомстве с Англией за пределами Лондона!
- К вечеру опять сгустился туман над Англией. Туманное фото поезда на
станции East Grinstead
Сундучок паровозника: он существует столько же, сколько и паровоз. Кто изобрел его, неизвестно. Нет и не было приказа об обязательном ношении сундучка. Он сам вошел в жизнь как совершенно неотъемлемая часть водителей поездов.
По всей необъятной стране, всюду, где есть хоть маленькая железнодорожная ветка, можно увидеть человека с сундучком. И в чем бы он ни был одет, как бы ни выглядел, ошибиться невозможно - этот человек водит поезда.
<...>
Сундучок паровозника - это не только удобная тара. В нем что-то символическое, в нем профессиональная гордость. Приобретение сундучка не просто обновка. Это шаг в жизни, это новый ее этап.
А. Сахнин. «Машинисты»
Didcot Railway Center
Город Didcot, графство Оксфордшир, находится на полупути из Reading-а, Беркшир в Oxford (в каком графстве, догадаетесь сами). Когда-то здесь было локомотивное депо у Great Western Railway, которое после замены пригородных поездов из вагончиков с паровозиком на дизель-поезда стало коллекцией паровозов, которая, в свою очередь, стала основой музея, который сейчас и находится в Дидкоте.
- Там же можно увидеть и багажные весы. Правда, этим бы весам десятки
килограмм измерять, а в области малых весов, как у моего рюкзака, они
привирают
- Там же есть наглядные стенды, иллюстрирующие азы котлотехники и
паровозного дела. Стенд на фото, например, иллюстрирует процесс закипания
воды в паровом котле чайника: пока вода не нагреется до температуры кипения,
не будет давления, но при включении виртуального газа под чайником температура
начинает бодро расти. А при достижении температуры кипения, начинает расти
давление, и температура растёт медленнее. Когда в чайнике нагнетёшь достаточное
давление и нажмёшь кнопку клапана свистка, должен начаться расход пара и падение
давления в котле, а из динамика должен послышаться свист. Надпись на бумажке
на стенде гласит, что когда-то стенд был исправный, но сейчас что-то где-то
поломалось и требуется достаточно добрый
инженерчеловек, имеющий время и возможность починить стенды. Соседние стенды тоже не до конца исправные
- В паровозном сарае стоят как паровозы, которые пока вынуждены стоять без
движения, так и рабочие. Кроме того, там же машины проходят и ремонт. Тендер
паровоза «King Edward Ⅱ» - представителя
Class 6000 , скоростных паровозов для вождения пассажирских экспрессов
- А за забором музея ходят обычные поезда. Один из немногих грузовых с
подталкивающим тепловозом. Двухосные вагоны на винтовой упряжи!
- Пальцем на пыльном вагоне пишут классические для автомобилей надписи:
«Помой меня!» . А кто-то философски-лаконично ответил:«Зачем?»
Bure Valley Railway
Здесь я побывал 2 мая 2017 года.
У железной дороги тоже имееься свой сайт в интернете:
www.bvrw.co.uk.
Железная дорога примечательна тем, что у неё ширина колеи
При ширине колеи всего лишь
- Когда выходишь на станции Hoveton
& Wroxham , которую автоинформатор в поезде называет просто «Хо́ветон», весной (и, думаю, летом) тебя встретит насыщенный запах трав. А как сойдёшь с перрона, попадёшь на живописную тропинку, расходящуюся от станции в разные стороны.
- Я долго искал, как пройти от поезда до узкоколейки. Увы, даже работники
станции говорили, что впервые слышат, будто тут совсем рядом со станцией
есть какая-то другая железная дорога с паровозиками! Поэтому не слушайте
работников станции, а слушайте меня, и я научу. Надо будет двигаться в
ту же сторону, в которую уехал поезд, на котором вы приедете в Ховетон,
оставив железнодорожный путь по правую руку. Метров через 300 будет мостик
над автодорогой, с которого будет видно стрелочный пост.
- А это перрон на станции Wroxham. Пути действительно
маленькие-маленькие! Два путя - приёмоотправочные, между ними уложен
ходовой путь для обгона локомотива вокруг состава.
- Первым с линии на станцию неожиданно приехал хозяйственный поезд. Мне
кажется, они регулярно гербицидный раствор на путь разбрызгивают.
- А следом приехал и пассажирский поезд. Во главе поезда
стоял паровоз, а состав был сформирован из восьми вагонов. В середине
состава служебный вагон кондуктора, семь вагонов доступны для
пассажиров.
- Сразу же по прибытии паровоз отцепили от состава и загнали на
поворотный круг. Круг тут приводится в движение при посредстве мускулов
кондуктора!
- Минуты не прошло - паровоз съехал с круга!
- Как машину обогнали, пассажиры уселись по вагонам, и мы поехали в
Эйлшем
- Железная дорога огорожена забором, вдоль забора проходит тропинка.
Машинист нашего поезда и леди на тропинке помахали друг другу руками.
- Трасса этой железной дороги проходит через очаровательную сельскую
Англию. Попадаются там и достаточно крупные здания:
- Несмотря на то, что колея всего
300 мм , в местах пересечения автодорог с железной дорогой оборудованы полноценные переезды. На переезде велосипедисты ждали, когда поезд проедет.
- В вагонах имеется электрическое освещение. А раз оно есть, это значит,
что оно для чего-то нужно!
- А у них на участке имеется целый тоннель!
- Ближе к станции Aylsham
на чьей-то дачеу кого-то рядом с домом установлен семафор. Этот семафор не имеет отношения ни к какой из действующих железных дорог - он просто стоит во дворе.
- Железная дорога не имеет даже семафоров (но оборудована радиосвязью
с поездами). Представьте же себе моё удивление, когда на конечной станции
Aylsham я увидел маршрутный указатель пути приёма!
- Кстати говоря, представляете ли вы себе размеры этих вагончиков?
Вот фото меня на фоне поезда:
- На станции Aylsham имеется ещё одна редкая
железнодорожная штуковина: тройная стрелка! Обратите внимание на расположение
остряков
- Перестой поезда 45 минут. За это время можно немного погулять по
Эйлшему. Так выглядит местный вокзал. Кроме этой узкоколейки, больше никакие
поезда сюда не приезжают.
- В центральной части Эйлшема есть один примечательный переулок. Между
этими основательными лазурного цвета колоннами располагается публичный
сортир - ещё средневековых времён. Судя по запаху, который царит в переулке,
с этих самых времён его не чистили...
- На улицах города можно увидеть герб этого городка. Но пора бы собираться
обратно к вокзалу - впереди длительный переезд обратно в Лондон и оттуда —
ещё дальше покорять Британию!
Могу предложить почитать ещё:
- Паровозы Шотландии
- Паровозы в Уэльсе
- Поездами по Британии - страница про поездки между всеми этими местами
- Железная дорога в Йокиойнен, в Финляндии. Для тех, кому хочется ещё больше паровозиков