Апшеронская узкоколейка
Или хотя бы то, что от неё остаётся...
Поездка состоялась 21 октября 2017 года.
Важно: с тех пор, как я съездил в эту экскурсию, кардинально поменялся как формат экскурсии, так и состояние узкоколейки, да и её принадлежность. В 2017 году она ещё была в собственности леспромхоза.
Посетить Апшеронскую УЖД, наверное, необходимо каждому любителю
железных дорог. Относится она к вымирающему в России виду
горных узкоколеек. В нашей стране она вообще последняя такая,
в отличие от Уэльса.
Техническое состояние дороги удручающее, на путь смотреть страшно
(впрочем, когда по нему нельзя будет ездить, будет ещё страшнее!),
в ходу единственный пассажирский тепловозик ТУ6П-053
да ветхий крытый вагончик. Но для тех мест, куда идёт эта дорога,
это наиболее надёжная связь с «землёй».
Автомобильные дороги там грунтовые, в осеннюю и весеннюю распутицу их
не существует, да и летом после дождя тоже можно не проехать.
А тепловозик свои 30 километров пути проезжает
На этой странице речь идёт про «большую» часть Апшеронской УЖД от Черниговской до Шпалореза. Узкоколейка в Гуамском ущелье в лучшие времена была частью Апшеронской УЖД, но уже давно и из Апшеронская рельсы ушли, и в Гуамке тоже конечная. Там царит совсем другая атмосфера, и об этом «огрызке» УЖД речь пойдёт на другой странице
Вообще говоря, на узкоколейке ходит регулярный поезд, но я вверил свою судьбу «Заповедным железным дорогам», а они организовали для экскурсии проезд тепловозика вне графика. И узкоколейка получит копеечку, и мы не будем мешать местным пассажирам. А ещё в состав этого поезда включили грузовую платформу, с которой так удобно фотографировать природу!
- малый
- большой
- Поездка начиналась на станции Черниговская –
уже много лет конечная станция именно здесь, на бывшем тридцатом
километре железной дороги. Половину здания станции занимает отделение
банка.
- В дни курсирования обычного поезда крытый вагон выполняет
работу по развозке хлеба. Для нашей группы к тепловозу
прицепили грузовую платформу. Крытый вагон построен Демиховским
заводом – тем самым, который строит пригородные поезда
ЭД-шки !
- Занимаем места в нашем поезде...
- Станционный кот осматривает вагоны перед отправлением и
гоняет местных собак.
- Наконец тепловоз высвистывает один длинный, и мы покидаем
Черниговскую, чтобы вернуться уже затемно вечером. Проезжаем
грузовой парк, и выдвигаемся в менее обжитые места.
Вдоль трассы узкоколейки имеются деревни, а между ними
местности практически необитаемые.
- Насколько я понимаю из разговоров с туристами,
которые после меня ездили по этим же путям даже спустя
несколько лет, эта собака выбегает за каждым поездом!
- Середина октября. В Петербурге деревья уж сбросили
листья, а в горах Кавказа разноцветная осень
- А мы продолжаем путь по каньону реки Пше́хи.
- Временами может показаться, что скорость нашего поезда
впечатляющая!
- Первая остновка для фотографирования у моста и памятника
бойцам Великой Отечественной. Все мостики такие, что ходить
по ним нужно с осторожностью!
- От путей можно немного залезть в кусты и увидеть,
как внизу течёт горная река Пшеха.
- Потихоньку забираемся выше в горы. Зелёный оттенок
в листве медленно сменяется жёлтым.
- Первая станция по ходу движения нашего поезда –
40 километр в посёлке Десятый километр. Расхождение
в километраже связано с тем, что по технической
документации, оставшейся со времён сооружения узкоколейки,
это был именно сороковой километр от Апшеронска.
А с тех пор, как участок Апшеронск –
Черниговская с ответвлением Самурская –
Гуамка был разобран, название посёлка стало соответствовать
новым реалиям. От станции имеется ответвление в посёлок
Куши́нка, в который заходит регулярный поезд.
Наш же экскурсионный проследовал далее в горы.
На лугах вокруг станции пасутся лошади.
- По мере того, как мы поднимаемся ещё выше в горы,
пейзажи неизбежно становятся более осенними...
- Вдоль трассы узкоколейки имеется грунтовая дорога, состояние
которой не слишком хорошее. После хорошего дождя автодорога
на некоторое время становится непроходимой.
- Следующий по ходу посёлок (и станция) –
Реже́т
- В предыдущем ряду фотографий внимательный читатель должен был
разглядеть сельский телефон перед отделением почты. Телефонного кабеля
в посёлке нет, сельский телефон работает через GSM. А вот
и базовая станция сотовой связи. Бросается в глаза подключение
оной к транспортной сети не оптоволоконным кабелем,
и даже не радиорелейной линией (чего, пожалуй, я ожидал бы
в такой местности), а через спутник!
Все мы знаем, что спутниковый телефон – это дорогое удовольствие. Вероятно, соорудить и содержать радиорелейную линию для оператора было бы дороже, чем оплачивать услуги спутниковой связи... - В Реже́те узкоколейка с левого берега
Пше́хи переходит на правый. На узкоколейке имеется
мостик, а автомобили преодолевают водную преграду
вброд. Разумеется, такая возможность есть не у каждого
автомобиля и не в любое время года!
- Даже без вагона–путеизмерителя видно, что состояние пути далеко от идеального, но узкоколейные поезда ездят с меньшей скоростью, чем на магистральных железных дорогах, да и нагрузки на путь там меньше.
- Подобные стыковые зазоры на магистральной железной дороге немыслимы, а для узкоколеек (да и городских трамвайных линий) вполне типичные.
- По мере дальнейшего продвижения в горы, жёлтый оттенок листвы сменяется оранжевым.
- Следующая остановка для фотографирования – Красный мост. Пше́ха где–то далеко внизу, под мостом глубокий овраг.
- Этот утёс как раз у моста. К воде спуска нет, и в данной местности узкоколейка уложена преимущественно на полочке, вырубленной в скале высоко над водой.
- Эта скамейка у путей, очевидно, служит остановочным пунктом посреди леса близ посёлка Нижние Ту́бы
- Когда-то здесь была станция Нижние Тубы. Теперь остались лишь стрелки и главный путь.
- Нижние Тубы переходят в Средние Тубы и затем Верхние Тубы. В посёлках пасётся животина, есть кое-какая техника и даже местные разъезжают на мотоциклах!
Пожалуй, наступает подходящий момент рассказать. Одна из попутчиц в этой экскурсии проживает в Сочи, т.е. с другой стороны от гор, вдоль которых наш поезд везёт нас уже пятый час. С собой она взяла ребёнка-первоклассника, чтобы показать ему, что же означают эти слова – «золотая осень». На побережье деревья летом зелёные, а затем в один момент сбрасывают листву, и золотой осени у них не случается.- Мы уже забрались высоко, лес становится совсем разноцветным...
- Близ станции Шпалорез обязательно необходимо посмотреть слева по ходу движения, и разглядеть скалу Спящий Черкес
- Автодорога выходит к трассе узкоколейки, а это значит, что мы близки к цели нашего путешествия!
- Для автомобилистов установлен указатель: Водопадный – туда, Отдалённый – сюда!
Лишь ленивый не цитировал строки Игоря Елисеева, посвящённые посёлку Отдалённый:
Горами плотно окружённый,
лежит посёлок Отдалённый.
За ним - лишь тропки через лес.
Морозов вдруг прервал молчанье:
- Есть у него ещё названье.
- Ещё? Какое?
- Шпалорез.
Когда-то, лет тому немало,
здесь изготавливали шпалы
для той узкоколейки - вон,
она кончается у мо́ста...
- А дальше?
- Дальше очень просто,
как только сделали прогон
до самого до Апшеронска,
и как наладилась заброска
(сюда - товары, лес - туда),
так мастерские упразднили...
(Посёлок Отдалённый)
Отдалённый - это не поэтическая метафора, а настоящее название посёлка. А Шпалорез – это станция узкоколейки в посёлке.- Удивительное дело! Шлагбаум преграждает путь и поезду тоже!
- А мы снова возращаемся на левый берег Пше́хи. Поглядим на неё с моста
- На горизонте заснеженная вершина – гора Сахарная голова. За горами располагается знаменитое плато Лаго–Наки! За горами с другой стороны не менее знаменитое Черноморское побережье! А мы в данный момент – in the middle of nowhere!
- Обе конечные станции узкоколейки имеют разворотные треугольники, чтобы поезд всегда ехал бы вперёд тепловозом, а тепловоз – вперёд капотом. В Отдалённом мы на часик–другой оставим наш поезд, но сначала успеем его немного рассмотреть.
- Живность на улицах Отдалённого.
- В Отдалённом есть кое–какая цивилизация. Помимо отделения почты, в наличии и Минимаркет!
- Организованная экскурсия предполагала обед в одном из домов у его гостеприимных хозяев.
— А как вы попали в Отдалённый?
— По узкоколейке!
— Чокнутые!..
— Да нет, мы очень любим живописные узкоколеечки...
— Честно говоря, сегодня я вас кормлю не первых. С утра группа белорусов была. Они на байдарках вверх по Пшехе забираются!
— Чокнутые!..- Переваривая обед, можно пройти погулять по лугам, даже в Пше́хе можно омыть руки!
- Снова наступает время нашему тепловозу просвистеть длинный сигнал к отправлению, и нас ожидает ещё немного приключений на обратном пути...
- Напоминание всем, что не допускается ловить рыбу сетями, электроудочками. И динамитом совсем–совсем нельзя!
- Где–то по дороге встретилось скопление техники.
- А в одном месте на узкой скальной полочке нашему поезду неожиданно пришлось осаживаться, чтобы пропустить конную экскурсию, которая не нашла лучшей дороги, чем по полотну узкоколейки. В этой местности действительно другой дороги и нет!
- В другой раз пришлось ждать, пока корова сообразит уйти с путей!
- Солнце начинает клониться к закату, а мы надеемся успеть вернуться в Черниговскую до того, как совсем стемнеет!
- Снова посёлок Десятый километр и хлебная лавка в нём. Сельский телефон тоже в наличии.
- Естественно, все станции на узкоколейке оборудованы ручными стрелками и дежурного работника уже давно нет. Нормальное положение северной стрелки на станции 40 км – на Куши́нку, поэтому проехав стрелку со стороны Реже́та, машинист переводит её в надлежащее положение.
- В посёлке Десятый километр нас настиг закат солнца.
- Пара кадров узкоколейных закатов
Могу предложить продолжить чтение:
- Гуамское ущелье с уцелевшей частью ответвления этой УЖД
- Алапаевская УЖД про узкоколейку на границе Урала и Сибири
- Алтай в продолжение красивых мест в России
- Паровозики в Уэльсе в продолжение горных узкоколеек
- Даже без вагона–путеизмерителя видно, что состояние пути далеко от идеального, но узкоколейные поезда ездят с меньшей скоростью, чем на магистральных железных дорогах, да и нагрузки на путь там меньше.