Поездами по Британии. Ещё раз!
Глава 2. В которой мы предадимся любованию Шотландией
- малый
- большой
Если Вы не читали первую главу, то я рекомендую начать с неё. Первая глава заканчивается тем, что я сел в ночной поезд Caledonian Sleeper и уснул на длинной и широкой полке в купе (когда-нибудь и в РЖД будут такие!) Пока я ехал, мой поезд расцепили на три части, и мой вагон в окружении соседних едет в Форт Уильям. С каждым ударом колёс по стыкам я приближаюсь к другой мечте - посетить остров Скай!..
- Когда я планировал мою поездку, я читал страницу Мужика на 61 кресле про
поезд Caledonian Sleeper и смотрел его же видео на YouTube
(ссылка на видео,
на котором он едет в Инвернесс). А там когда за окошком рассветает,
появляется надпись «Good morning Scotland».
Так вот, у меня за окном тоже этот самый «Гуд монин
Скотланд!»
- Сначала я думал, что по расписанию и картам восстановлю, как называются
красоты за окном. Но когда число фотографий, сделанных одним утром, перевалило
за две сотни, решил, что это лишнее. Просто будем любоваться завораживающими
красотами Шотландского Хайлендса!
- Третье мая. Буквально 4 дня назад в моём Санкт-Петербурге выпадал запоздалый
снег, а в Шотландии уже деревья цветут. И ярко-жёлтые заросли дрока тоже
на месте
ГорыБены,озёрало́хи, низко висящие облака на фоне синего неба. Ах, красота!
- Если не ошибаюсь, это красивая вода - это Loch Long.
- Тот же лох, и вершины
горбенов, укрытые облаками
- Станция
Arrochar & Tarbet находится между одноимёнными посёлками. А это какое-то бывшее служебое здание на перроне этой станции. Signalbox, по всей вероятности.
- Дальше железная дорога идёт через лес. Лес тоже завораживает своей
красотой!
- Следующая станция - Ardlui. Где-то рядом находится
красавец Loch Lomond, но он закрыт горами.
- Стелла на перроне как раз сообщает, что мы находимся в национальном парке
на берегу Лох Ло́монда
- На минутку вернёмся в купе. Под окном там столик. Этот столик ещё
продолжается над ногами пассажира, спящего на нижней полке (запас по высоте
такой, что неудобств не доставляет) - но это неинтересно. А интересно, что
этот столик откидывается...
- А под откидным столиком находится раковина!
- На станции Crianlarich высадилась целая толпа
говорящих по-французски пассажиров. Интересно, куда они собираются дальше?
На станции Крианла́рих железная дорога разделяется
на две линии: одна идёт в Óбан, а другая, куда
едет наша часть поезда, в Форт Уильям и далее в
Маллейг. Быть может, эти французы по следам героев Жюля
Верна поедут в Обан высматривать зелёный луч в вечернем закате?..
- Наш кондуктор идёт вдоль состава по перрону. Имея опыт работы проводником
пассажирского вагона в РЖД,
я был приятно удивлён тем, как работает поездная бригада на поезде
Caledonian Sleeper. При отправлении поезда проводники вагонов проводят
посадку и проверяют билеты. Ну и отвечают на дурацкие вопросы вроде
«У меня билет в вагон №L, в какую сторону мне идти?»
(такой вопрос обычно задают проводнику самого первого или самого последнего
вагона). А в пути следования забота проводников исключительно в том,
чтобы сделать поездку тех пассажиров, которые едут у него в вагоне,
максимально комфортной. Посадкой пассажиров занимается кондуктор.
Он же даёт машинисту отмашки о готовности к отправлению. Интересная
особенность расписания и продажи билетов на этот поезд ещё в том, что
вечером остановки делаются только для посадки пассажиров, а утром - только
для высадки!
- При заказе билетов можно также заказать завтрак в поезде. Это может
быть овсяная каша или традиционный британский завтрак. Здесь это называется
Highlands Breakfast. Полчаса назад проводница разнесла
по купе овсянку, а вот мой «завтрак горцев» принести не
торопилась. Проходя мимо меня по коридору:
— Ой, парень, совсем забыла про Highalnds Breakfast. Ты, наверное, уже голодный?
— О да, я действительно ужасно голоден!
— Сейчас будешь сытый! Тебе чай или кофе налить?
И что же мне принесли?- Запеканку (вместо яичницы?)
- Жареный бекон
- Чёрный пудинг (это же Шотландия! Шотландский юмор столь же чёрен, сколь и этот овсяно-ливерный пудинг с кровью)
- Запечёные грибы (в английский завтрак обычно входят запечёные бобы, а в шотландский чаще грибочки идут)
- Жареный помидор (помидор разрезать пополам, половинки поджарить на масле на горячей сковородке - для русской кухни необычно, для британской вполне типично)
- Кетчуп, горчицу
- Чай с молоком (будучи в Британии, я поддерживаю как местную традицию пить чай с молоком, так и свято чту русскую национальную традицию пить чай с ложкой!)
- Печеньку к чаю
- Пока я завтракал, поезд уже достиг тундры. Серьёзно говоря, мы доехали
до станции Upper Tyndrum. Деревня Тайндрам -
это самая маленькая деревня в UK, которую обслуживают две железнодорожные
станции! Вторая станция называется Tyndrum Lower и находится
всего в 500 метрах от этой. Когда-то обе станции имели одинаковое название
Tyndrum, но после приватизации станции были переименованы
в Tyndrum Lower (
в 1953 г. ) и Tyndrum Upper (в 1956 г. ), а чтобы не путаться, последнее название потом привели к существующему виду Upper Tyndrum.
- Симпатичное кирпичное здание станции Upper Tyndrum
- Едем дальше. Горы становятся выше, долины красивее, настроение ещё
более восторженным!
- Приближаемся к станции Bridge of Orchy.
«Цивилизация» c привычными средствами СЦБ (рельсовые цепи, счётчики
осей, напольные светофоры или хотя бы семафоры) закончилась почта сразу
после Глазго, пока пассажиры ещё спят. А здесь работает система, развитая
из электрожезловой системы. Машинисту больше не вручают металлический жезл,
но на бортовую аппаратуру локомотива передаётся служебный пакет данных, и
на пульте управления в кабине машиниста загорается лампочка.
А за целостность поезда средства регулирования движения поездов не отвечают.
Дежурных работников на станциях больше не требуется, станции работают на
пружинных стрелках! Когда стрелки установлены на путь, предназначенный для
приёма поездов своего направления, входной светофор станции горит жёлтым огнём.
Рельсовых цепей в этой системе не предусматривается, и о свободности пути
этот сигнал совсем не сообщает!
- Это здание станции Bridge of Orchy.
- А мы едем ещё дальше на запад. В Шотландии много ло́хов - то есть
озёр.
- А кто-то специально встал пораньше, пошёл гулять в пустошь с фотоаппаратом,
чтобы сфотографировать поезд Caledonian Sleeper, едущий
по участку.
- Станция Rannoch посреди болота
Rannoch Moor. Если у Вас на столе будет бутылка виски
с этикеткой вроде Loch Rannoch или Glen
Tulloch, то знайте, что её содержимое было произведено где-то в
этих местах, где сейчас едет наш поезд!
- Пассажиры выглядывают в окна других вагонов. В первой главе я говорил,
что есть в аутентичных британских вагонах очаровательная особенность, которой
мне будет не хватать в новых вагонах. Чтобы из вагона выйти, надо опустить
стекло в двери и высунуть руку на улицу. А ведь можно окно открыть и просто
фотографировать так, чтобы не мешало стекло! В новых вагонах будут сдвижные
двери, и подобных съёмок будет просто не проделать!
- Переезжаем какой-то живописный мостик в кривой
- Перед мостом установлен очередной знак ограничения скорости для поездов.
Для лёгеньких дизель-поездов разрешённая скорость выше, чем для больших
солидных составов!
- На станции Tulloch поезд делает ещё одну остановку
на скрещение...
- На этот раз скрещение с редким для Британии грузовым поездом! Тепловоз
Class 66 №66737 вёл наливной состав в сторону Глазго.
- Семафор с белым фоновым щитом - это входной сигнал станции
Fort William, а значит скоро закончится моё путешествие на
поезде Caledonian Sleeper. Столь необычное оформление семафора
связано с тем, что полученный радиожезл давал право доехать только до
этого семафора, а в пределах станции ездить следует уже по сигналам
семафоров, светофоров и по командам дежурного работника станции.
- Вот и маршрутный семафор где-то посреди станции...
- Станция Fort William - тупиковая, чтобы ехать
в Маллейг, надо поменять направление движения. Или пересесть на другой
поезд, т.к. Caledonian Sleeper дальше не поедет.
Зато поедет вот этот паровоз, на который уже садится толпа народу.
И я как раз собирался поехать
на паровозе в Маллейг! Мне кажется, что не менее половины пассажиров
Sleeper-а, которые едут в Fort William
как раз едут кататься на паровозе.
- Покупать билеты на дневной рейс вместо утреннего (актуально только летом, когда паровоз делает два рейса)
- Приехать в Форт Уильям заранее, заночевать там и прийти утром к отправлению паровоза
- А вот и перрон, и поезд с паровозом на соседнем пути. Между прибытием
Sleeper-а и отправлением паровоза всего 20 минут - как раз
достаточно времени, чтобы из поезда с одной стороны платформы перебежать в
поезд на другой стороне.
- А у меня самым, как это по-английски говорится, драматическим образом
изменились планы на этот день. Из-за этого мне надо было за эти двадцать минут
пробежать километр от вокзала до местного офиса туристической информации
(который должен был открыться именно в тот момент, когда я туда прибегу),
там получить билет на автобус и вернуться на вокзал. Тем не менее, успеваю на
бегу сделать несколько фоторафий. В подземном переходе у вокзала пассажиров
встречают табличкой «Fàilte dhan Ghearasdan»
по-шотландски и «Welcome to Fort William»
- За подземным переходом в городе Parade Gardens, за
которыми видно шпиль церкви St. Andrew's Church. Напротив неё
как раз и находился нужый мне офис туристической информации.
- Про поездку дальше в
Маллейг через Гленфиннан я уже писал. Вставлю и сюда несколько
фотографий из того рассказа. Здесь наш поезд как раз едет по Гленфиннанскому
виадуку. Если Вы не знаете сами и не читали ещё мой рассказ про эту поездку,
то я упомяну одну интересную особенность этого участка. В отличие от подавляющего
большинства других железных дорог с паровозами, здесь речь идёт о выходе
паровоза на пути общего пользования! И вагоны BR Mark 1 на
путях общего пользования тоже мало где можно увидеть, но именно в них и
возят пассажиров на этом поезде!
- Станция Mallaig - совсем конечная. Паровоз прибыл со
своим поездом. Фотографирую его в тупике и на этом наши с ним пути расходятся.
Почти все пассажиры поедут на этом же поезде обратно в Форт Уильям, а у меня
свои планы.
- Клумбами, сделанными из лодок, нас уже не удивить.
В прошлый раз я видел такие на станции
Broughty Ferry. В Маллейге такая почти сразу через дорогу
от вокзала.
- Там же в порту деревянный памятник всем тем, кто остался навечно в море.
Рядом ещё деревянные же дары моря. Здоровская работа, согласитесь!
- На окраине Маллейга есть живописный район, где домики смотрят на остров
Скай. Завидное место жительства, завидное!
- Перед тем, как отправится паровоз, сначала в Маллейг должен приехать
дизельный поезд, на котором чуть позже я поеду в Форт Уильями. В этот
раз это поезд Class 156 №156445. Пассажирский поезд курсирует
между Маллейгом и Глазго, вокзал Glasgow Queen Street
- А на этом фото все направляются в разные стороны: чайка, самолёт и парусная
лодка!
- Несколько фотографий были сделаны по пути на регулярном дизельном
поезде. Вода за деревьями - это Loch Dubh
- Следующий протяжённый лох - это Loch Eilt
- В форточку дизельного поезда уже не высунуть руку с фотоаппаратом, и
на фотографию неизбежно попадает отражение джентельмена-попутчика. Ещё хорошо,
что Class 156 был построен по британским черЧежам и
имеет большие окна! А через год и из окна Caledonian Sleeper-а
фотографии будут скорее такими...
- В Форт Уильяме имеется McDonald's! Fàilte
- это по-шотландски (или точнее по-гаэльски) «Добро пожаловать»
- Вообще говоря, «Макдональдсы» за границей обычно намного
хуже, чем в России. Но это заведение - приятное исключение! Ресторанчик
расположен в небольшом одноэтажном здании совсем рядом от железнодорожного
и автобусного вокзала.
- Последнее фото этой главы было сделано из окна автобуса. Можно, конечно, из
Форт Уильяма доехать до Кайла и на поезде, но маршрут получается ужасно длинный,
и автобус тут едет намного быстрее, да ещё и проезжает через нужный
мне городок на острове Скай!
Бэрримор
Не высовывайтесь из окон поезда! А если всё-таки красоты за окном действуют столь опьяняюще, всегда смотрите вперёд по ходу движения и будьте готовы подобно черепахе быстро втянуть голову и руки в вагон! И старайтесь высовывать скорее руки с фотоаппаратом, чем голову, если так уж охота фотографировать
Загвоздка вот в чём. Если по любой причине Sleeper опоздает, паровоз ждать не будет и поедет по своему расписанию. Компенсация же пассажирам при опоздании ночного поезда выплачивается при опоздании не менее 30 минут (50% от стоимости билетов на поездку, которая не состоялась из-за опоздания поезда) или не менее 1 часа (100% стоимости билетов на поездку, которая сорвалась). Компания-оператор паровоза предлагает два варианта:
«Поездка будет считаться совсем хорошо спланированной, если получится проехать по участку Fort William—Mallaig в одну сторону на паровозе, в другую на регулярном дизельном поезде»
Затем планы изменились на такие:
«Проехать из Fort William до Mallaig на паровозе, там сесть на паром до деревни Armadale на острове Скай, откуда проехать 18 км на автобусе до места ночлега»
Уже в день вылета я обнаружил, что автобус-то и перестал ездить! Хорошо, что я об этом узнал до того, как в Армадайле стемнело и мне пришлось бы шагать эти 16 пешком. Ничуть не менее хорошо, что регулярный дизельный поезд до Форт Уильяма прибывает до того, как автобус до моего места ночлега выедет из этого города! За билетом на этот автобус мне и надо было очень быстро сбегать сразу по прибытии ночного поезда.
Что ж, как я изначально планировал, так всё и сложилось! А ещё я говорил, что правильнее иметь домик с садом не в Ленинградской области, а на берегу Шотландии!
На этом заканчивается вторая глава моего рассказа. В течение нескольких дней моё путешествие совсем не было связано с железными дорогами: на острове Скай их попросту нет!
- Первая глава
- Третья глава
- Четвёртая глава
- Пятая глава
- Остров Скай - это другой рассказ, но тоже про часть этого путешествия.