Vale of Rheidol Railway
Побывать тут мне посчастливилось 10 мая 2015 года. Погода порадовала несильно: дождь ещё не успел начаться, но солнца весь день не было.
Железная дорога узкой колеи: 600 мм. Располагается в среднем Уэльсе, конечная
станция примыкает к «большой» станции Aberystwyth.
Там же находится объединённый паровозо-вагонный сарай, запас угля для паровозов,
билетная касса и сувенирный магазин. Ветка радует своей протяжённостью,
весьма приличной скоростью для извилистых 600-мм узкоколеек -
- Вот такой там билетик:
- Пока паровоз ещё не выехал из сарая перед утренним рейсом, гуляем по перрону
станции Aberystwyth (с перрона выходить нельзя - за
проникновение на территорию железной дороги полагается штраф в £1000, что
превосходит бюджет всего моего пребывания на территории страны). Вот вагончик
с запасом угля для паровозов.
- Наконец паровоз подготовили к рейсу, и машина заходит забирать вагоны
для посадки пассажиров.
- Начинается посадка пассажиров. В составе поезда четыре крытых вагона и один
дилижанс
- Я занял место в открытом вагоне (дилижансе). Пока пассажиры занимают
свои места, паровоз обогнали вокруг состава и едут прицепляться. Прицепка
прошла замечательно, без единого толчка!
- Кстати, обратите внимание, что и здесь вагонные двери типичные для
Великобритании: без ручки внутри вагона. А в крытых вагонах перед отправлением
кондуктор ещё и закрывал двери на замок.
- По пути в Devil's Bridge в мой вагон больше никто
сесть не захотел.
- Поезд достаточно бодро набирает скорость.
7,5 м/с - это27 км/ч
- Первый от станции переезд полуавтоматического действия. Требуется
остановиться, утопить специальный плунжер, чтобы переезд закрылся, после чего
машинист должен громко свистнуть (желательно, не сам, а всё-таки в паровоз) и
гордо проследовать переезд. А откроется после проследования поезда переезд
уже сам
- А вот что мне очень нравится на острове Великобритания, так это сигнал
на переезде, который для машиниста. Молочно-белая лампа мигает и показывает,
что переездная автоматика работает, и сам переезд закрыт для движения
автотранспорта
- Отъехав от города, погружаемся в пасторальные пейзажи долины Рэйдол.
Пар от нашего паровоза застилает пространство над железной дорогой...
- ...А вокруг - домики, поля, фермы...
- На станциях кроме машиниста с топильщиком никто не выходил. Локомотивщики
бежали переводить стрелки для обратной дороги (на станциях дежурных работников
не было, а в ходу был только наш поезд). В здании они брали ключи от стрелочных
колонок
- Едем дальше. В полях пасутся лошади. Где-то рядом ещё учат верховой езде
- Постепенно откос становится всё круче...
- Речка Afon Rheidol (в валлийском языке буква
«f» читается как «v»)
становится всё дальше от нас...
- А линия становится более извилистой и живописной. Впрочем, это не мешает
нам ехать со скоростью
30 км/ч
- В середине пути на одной из станций, кроме перевода стрелок, топильщик
занялся пополнением запаса воды в танке паровоза
- А названия станций есть причудливые. Это особенности местного языка. Вот,
например, станция Aberffrwd - попробуйте выговорить это
название!
- Пасторальность пейзажей всё возрастает... Плотина на реке Afon
Rheidol
- Откос становится совсем крутым. Долина уже где-то далеко внизу. Интересно,
как выглядит наш поезд оттуда, снизу?..
- С одной стороны пути у нас долина, с другой стороны - не менее живописные
скалы!
- Горы на другой стороне долины становятся совсем уж далёкими...
- Станция с не менее причудливым названием - Rhiwfron
- Наконец, доехали до конечной станции Devil's Bridge. Разумеется,
есть и валлийской название Pontarfynach
- Перестой поезда здесь - 1 час. За это время можно успеть сбегать до водопадов. Ещё немного фотографий было сделано на обратном пути
- На станции Devil's Bridge, кроме билетной кассы,
сувенирного магазина, кафе, можно найти вот таких деревянных птиц
- Ещё там можно найти клумбу с колоритной узкоколейной запчастью...
- На обратном пути, сидя на хвосте, удобно фотографировать путь. Обратите
внимание на контррельс в крутой кривой. Такое решение встречается и на широкой
колее
- Откос действительно крутой!
- Прибыв обратно в Aberystwyth, паровозники спешат пополнить
запасы угля перед вторым рейсом за день. Судя по объёму погрузки, за
25 + 25 км пути , час перестоя и утренней растопкой паровоза, мы сожгли400 кг угля
- Маневровая колонка с запорным механизмом, изготовленная в дорожных
мастерских в Crewe (Англия). Ставят стрелки для отправления
паровоза в следующий рейс
- И поезд уезжает во второй рейс, а я иду обратно в город...
Snowdon Mount Railway
Здесь я побывал 11 мая 2017 года
Эта железная дорога посреди парка Сноудония
(Snowdonia) имеет очень утилитарное назначение. Она подвозит
туристов до вершины горы Сноудон (Snowdon).
Перепад высот между двумя конечными станциями
Эта ветка тоже имеет свою техническую изюминку! Как и в Швейцарии,
в путь этой дороги уложены не только обычные двутавровые рельсы (ширина колеи
Так как железная дорога на всём протяжении идёт на подъём, вагоны не имеют сцепок! Имеются только буфера, посредством которых локомотив подталкивает вагоны при движении вверх и удерживает при движении вниз. Ну и электрический кабель имеется, по которому работает освещение и звоночек. Посредством этого звоночка поддерживают связь машинист паровоза (внизу, в паровозе) и кондуктор поезда (вверху, в первом ряду в вагоне)
- Железная дорога находится в городе с совершенно непроизносимым
валлийским названием Llanberis. Про этот городок и дорогу
до него я ещё расскажу отдельно не в рассказе про паровозики. Просто для
погружения в атмосферу сельского Уэльса - фото центральной улицы города.
По оной гуляют овечки
- На станции Llanberis имеется небольшой кинозал, в котором
показывают мультики «Ivor the Engine»
(«Паровозик Айвор»). Эти мультики родом из
1950-х годов (классические серии мультиков про паровозик Томас
происходят из 1980-х годов). Графика соответствующая, сюжеты тоже. Например,
этот паровозик всегда хотел петь в хоре, и однажды ему вместо свистка
наконец установили три трубы от парового органа, и он стал басовым солистом
в хоре. А в хоре пел его хороший друг - валлийский дракон Идрис...
А показывают здесь паровозика Айвора по той простой причине, что действие этого мультсериала происходит «где-то вверху и слева в Уэльсе» - как раз там, где находится Сноудония. - Честно говоря, этот «киносеанс» не был очень уж
востребован публикой. Совсем уж честно говоря, в кинозале кроме себя самого
я никого и не обнаружил!
- До отправления поезда остаётся чуть больше часа, а в миле от вокзала
имеется водопад. Вот только на пути к нему - непреодолимая для железнодорожников
преграда. По проекту, она должна не давать овцам заходить туда. Но
железнодорожники тоже никогда не ходят по рельсам!
- Если пройти вдоль путей, можно найти водопад. Это ещё не водопад, а
только порожек на реке
- А там, где тропинка кончается, как раз и находится водопад!
- Пора идти обратно к станции и занять места согласно купленным билетам.
Мне сказочно повезло, и это место было в первом ряду. Перевели стрелку на
наш путь и открылся зелёный сигнал.
- Начинается дорога в гору. Практически сразу подъём впечатляющий!
- Сразу же за первым виадуком по левую руку можно увидеть этот самый
водопад. Если погода позволяет, всё-таки стоит пройти пешком по тропинке
внизу и посмотреть его снизу!
- А вот и первый разъезд! Типично для подобных железных дорог, боковые
пути вмещают локомотив и один вагон. А вот светофоров на таких
разъездах совсем немного: всего две мачты, на каждой из которых установлено
по две головки. Одна головка - это входной сигнал для прибывающего поезда,
а другая - выходной сигнал для отправляющегося. Пути имеют строгую
специализацию, и поезд всегда поедет на левый по ходу движения путь.
Видим входной зелёный и выходной красный. Значит будем стоять и ожидать
скрещения.
- Вот и встречный поезд прибывает! Встречный поезд едет с паровозом.
А билет на такой поезд намного дороже, чем на тепловозный. Ну и пусть сами
и катаются с такими безумными ценами! (На момент моей поездки билет
туда-сюда на дизельном поезде стоит что-то около £30, а за поездку
на паровозе следовало выложить чуть ли не £45 - а обычно на паровозных
веточках билеты стоят £10...20)
- Встречный поезд прибыл, перевели стрелку на наш путь и открылся
зелёный сигнал. Кондуктор нажал на кнопку, у машиниста прозвенел звонок,
машинист свистнул и тепловозик поехал дальше
- Езда по этой железной дороге не особо-то скоростная:
10 км/ч на подъём и15 км/ч на спуск. Но требует особой бдительности и готовности немедленно остановиться в случае появления препятствий для дальнейшего движения. А препятствием чаще всего являются овцы, которые пасутся вдоль путей, не обращают внимания на поезда и могут перебегать пути прямо перед поездом
- Кстати, на станциях, находящихся ниже, проведена модернизация,
и стрелки переводятся с пульта дистанционного управления.
- Зрительные иллюзии - это обманчивая штука! Кажется, путь ныряет
за перевал, а раз вагон не сцеплен со своим локомотивом, то неизбежно
скатится. Но там путь просто идёт на гораздо меньший подъём, и законы
физики не нарушаются!
- Ожидаем очередное скрещение...
- ...и видим в паровозе очень чумазого человека!
- А поезд уже прошёл больше половины своего пути. Далёкие горы скрываются
в голубой дымке...
- Конечная станция уже близко. Этот экскаватор незаменим в снежное время:
он помогает очищать пути от снега!
- Вершина горы совсем близко, и людей становится много...
- Наконец вот она - станция Snowdon Summit - тупиковая
о двух путях.
- А до самой верхушки горы надо пройти ещё метров 20 - в высоту! На самом-самом
пике имеется стелла, у которой все фотографируются
- С вершины можно полюбоваться на соседние горы и долины
- В восходящих воздушных потоках летают чайки. Но ветер такой, что чаще
летают хвостом вперёд!
- Железная дорога и гора находятся посреди парка Сноудония, и это не
единственное, что парк может предложить. Имеется множество пешеходных
троп через горы. В хорошую погоду с них открываются красивые виды.
- На вокзале имеется кафе, и на столах там имеются иллюстрации к местным
сказкам. Ужасно добрым сказкам!
Дикарка Кантриг Бут, которая ела маленьких детишек, жила под скалами Понт Громлех. Жители деревни её выманили оттуда и отрубили ей голову.
- Кондуктор на обратном пути уже не должен зорко следить за свободностью
пути и может почитать книжку.
- Станция Clogwyn расположена высоко
-высоко, и остро нуждается в перестройке! Тем более, тут ещё сидит дяденька внутри и вручную переводит стрелки!в горах
- Встречный паровоз едет в гору. А мы уже оттуда
- А где-то после этих живописных скал снова будет станция
Llanberis, на которой заканчивается поездка по
этой частичке Швейцарии посреди Уэльса!
<...>Наступать на головку рельса<...>
Это знает каждый железнодорожник в любой стране. И дело тут не в том, что рельсы обтекаются электрическим током. Рельсы просто шлифуются: либо колёсами проходящих поездов, либо - если это требуется - с применением мощных и глупых путевых машин. А если неудачно поскользнуться, можно подвернуть ногу, застрять ею в шпалах и попасть под поезд. А Аннушка, как известно, уже разлила масло...
И поезд со спуска уже не летит.
И вот на разъезд нам жёлтый горит один.
А рядом тихонько на путь боковой
Вползает встречный — идёт наливной,
И наш перевал у него ещё впереди!
Т.Адамайтис
Llanberis Lake Railway
Совсем рядом от станции Llanberis железной дороги Snowdon Mount Railway имеется ещё одна станция Llanberis! На этот раз железной дороги Llanberis Lake Railway. Раньше существовала и третья железнодорожная станция Llanberis - железной дороги London and North Western Railway (которая затем вошла в состав London, Midlands and Scottish Railway (LMS), а LMS, в свою очередь, влились в состав British Rail при основании в 1948 году).
Может показаться, что Хланберис - совсем уж железнодорожный город. Но увы и ахъ - по путям «большой» железной дороги пассажирский поезд перестал ходить в 1930 году, в 1962 году даже редкие экскурсионные поезда перестали появляться. А в 1965 году и грузовой поезд перестал появляться на этой станции, и пути разобрали. Сейчас на месте этого вокзала (он был через дорогу от Electric Mountain, мимо которой невозможно пройти, когда идёте к поездам любой из железных дорог или к остановке автобуса Llanberis Interchange) одноэтажные здания городской застройки.
Описываемая в этом разделе узкоколейка проходит по насыпи прежней железной
дороги, которая называлась Padarn Railway. Как следует
из названия, эта дорога шла берегом озера Llyn Padarn,
а затем выходила к порту Port Dinorwic
(
Сейчас на железной дороге работают четыре станции:
- Llanberis
- Gilfach Ddu
- Cei Llydan
- Penllyn
Раз уж пришли, давайте прокатимся по этой линии!
- В последние годы в мире всё больше появляется экспонатов
«паровоз в разрезе». Как-нибудь расскажу интересную историю
про подобный экспонат, который оказал сильное влияние на мой выбор профессии.
А пока что посмотрим на местный экспонат. Здесь присутствует только паровой
котёл - и то очень даже некомплектный! Видно, что пароперегревателя и в помине
не было. Жёлтым цветом показана наружная поверхность дымогарных труб,
красным цветом в огневой коробке и внутри дымогарных труб показаны
поверхности, которые контактируют с топочными газами, а синим - поверхности,
омываемые котловой водой (за исключением дымогарных труб). Попытку засчитаем,
но похвал выше, чем «удовлетворительно», я дать этому экспонату
не могу
- Llanberis - это конечная станция участка. А депо и
основное хозяйство железной дороги находятся в музее сланца,
напротив которого располагается станция Gilfach Ddu
- На перегоне Llanberis — Gilfach Ddu имеется
переезд с автодорогой...
- А на перегоне Gilfach Ddu — Cei Llydan видно
весь город Llanberis на другом берегу озера
Llyn Padarn
- Поезд приближается к станции Cei Llydan
- Уже въезжаем на стрелки этой станции. В ходу единственный поезд, но
на этой станции прибываем на боковой путь. Главный путь занят под
длительный отстой тепловозика. Да и пассажирская платформа есть только на
боковом пути!
- На этой станции можно выйти немного погулять...
- А кроме перрона на станции есть площадка для пикников! Пожалуй, это
самоеединственное интересное место на всей линии! Впрочем, иначе, как на поезде, до этой площадки не добраться и с неё потом не выбраться. А поезд может просто не поехать, если местные железнодорожники не захотят ехать! Поэтому привлекательность этой площадки для пикников, увы, сомнительна!
- Наконец поезд доезжает до станции Penllyn
(Pen-y-Llyn), где в тупике обгоняют паровоз вокруг состава.
Здесь ныне конец путей, и дальше ехать некуда!
- На обратном пути сделал ещё фото озера Llyn Padarn в
окружении гор и гребца, упражняющегося в гребле.
На этом заканчивается рассказ про Vale of Rheidol Railway. Могу предложить почитать ещё:
- Город Аберистуит, откуда началась поездка по Vale of Rheidol
- Парк Devil's Bridge у конечной станции
- Про паровозики в Шотландии
- Про паровозики в Англии
- Поездами по Британии - страница про поездки между всеми этими местами
- Про железную дорогу в Йокиойнен, Финляндия - для тех, кто хочет продолжить паровозную тематику