Остров Сахалин
Первое знакомство
На Сахалине я был
До очередного, долгожданного и заслуженного отпуска оставалось менее месяца,
а планов не было. И вспомнив, что когда-то где-то читал, что для посещения
Дальнего востока лучше и не придумать времени, чем конец августа и начало сентября,
я загорелся желанием сесть на такой самолёт, который перенёс бы меня через всю
Необъятную. Обычно попасть из Петербурга или Москвы на Сахалин стоит каких-то
космических денег, но мне повезло ухватить билет всего
На острове нормальная погода...
М.Танич
Так как мой отпуск охватывал впечатляюще широкую «географию», знакомству с Сахалином было уделено не слишком много времени. Тем не менее, я успел сделать несколько важных выводов:
- конец августа и начало сентября действительно очень хорошее время на Сахалине;
- Сахалин, как и весь Дальний восток, не терпит спешки, проявляет весьма переменчивый характер, и легко сменяет гнев мощных штормов на милость тёплых солнечных деньков;
- вообще-то, Сахалин достоин того, чтобы задержаться на нём хотя бы на недельку!
Немного жутких историй будут ниже, а сейчас давайте перейдём к просмотру фотографий!
- малый
- большой
- Начнём рассказ ещё в полёте. Под крылом самолёта заканчивается
нагорье Сихотэ-Алинь, и начинается Татарский пролив
- Через несколько минут начинается самый большой остров в России. Площадь
Сахалина почти
72 500 км2 , в то время, как у Тайваня36 200 км2 . Иными словами, на Сахалине уместилось бы два Тайваня, и ещё немного места осталось бы!
- Автодорога связывает посёлки с Южно-Сахалинском, проходя
по горным грядам.
- Близится встреча с городом: готовимся заходить на посадку,
пролетая над городом.
- Тень нашего Boeing 777-300ER в облаках
- Ещё виды на город
- Позади посёлка можно разглядеть взлётно-посадочную полосу, на которую
через несколько минут предстоит посадка
- Если я правильно понимаю, новое здание аэропорта Сахалин получил
буквально за три недели до моего визита
(ссылка на новости
АО «Аэропорт Южно-Сахалинск»). Здание просторное,
готовое вместить пассажиров нескольких крупных самолётов. Дальние рейсы
обслуживаются даже «Боингами» 777, а на местных
региональных авиалиниях незаменимы Ан-24 и DHC-8.
- На втором этаже работала выставка «Художники Сахалина»
- Новое здание аэропорта имеет зеркальный фасад и длинные
крытые галереи, защищающие ожидающих пассажиров от солнца
и, может быть, дождя. Прямо до входа в аэропорт
из Южно-Сахалинска легко попасть на автобусе.
При желании и если время подходящее, можно доехать
на пригородном поезде. Но до остановки
«Аэропорт» надо прогуляться приблизительно
20 минут.
- Недалеко от платформы «Аэропорт»
на обочине автомобильной дороги есть стела
«Добро пожаловать!», изображающая остров.
- В Сквере авиаторов на постаменте установлен
самолёт Ан-24РВ б.н. RA-47198 в ливрее
бывших «Сахалинских авиатрасс».
Загадка: сколько двигателей у самолёта Ан-24РВ?
Нажми, чтобы посмотреть ответ
- Клумбы в Сквере авиаторов
- На Сахалине работает железная дорога. Есть один поезд
дальнего следования Южно-Сахалинск – Ноглики
(ходит раз в неделю, каждый месяц меняется день недели)
и несколько маршрутов пригородного поезда. Электрификации нет,
и на пригородных перевозках работают рельсовые автобусы
РА3.
- Железную дорогу строили японцы в период оккупации
южной части Сахалина. Разумеется, японцы строили по своим
стандартам, и укладывали путь с шириной колеи
1067 мм. В XXI веке
Российсие железные дороги перестроили все пути по российским
стандартам, и перешили путь на колею 1520 мм.
Часть станций закрыта за ненадобностью. В окошко
поезда видно остатки бывшей станции Большая Елань.
- На вокзале висит транспарант: «Сахалин
на колее 1520»
- В железнодорожный музей попасть я так и не смог
[зачем-то закрыли его на весь август, а утром 1 сентября
музей так и не начал работать (чему я выражаю решительное неодобрение)].
Но большинство экспонатов видно и через забор. Вот этот проходческий
щит исключительно крут тем, что позволял расширять тоннели под габариты
по ГОСТ 9238-2013 без перерыва в движении
поездов. Вот и музейный паровоз стоит как раз внутри щита.
- Перед вокзалом небольшое арт-пространство со скамейками,
трёхниточным железнодорожным путём и колёсными парами
японской и российской колеи.
- Там же есть поперечные срезы рельсов Р65 и Р43.
Можно наглядно рассмотреть общие черты и различия в геометрии
оных.
Не-железнодорожников обычно удивляет, что число в марке рельса означает приближённую массу одного метра.
- Железнодрожный вокзал является центром транспортно-пересадочного
узла в Южно-Сахалинске. Пересесть можно на городские
и междугородние автобусы. Для автобусов устроено
8 платформ, на каждую из которых прибывают
автобусы опеделённого маршрута определённого направления (ближе
к вокзалу – на север, дальше –
на юг). Между платформами крытый павильон, позволяющий укрыться
от непогоды.
- Настоящее путешествие во времени: когда я делал
эту фотографию, на часах в Москве было 22:30,
и все те, кому не нужно рано встаравать, ещё
не ложились спать. А на Сахалине
в это же время было 06:30 следующего дня! Пока
запад России ещё не лёг спать, Дальний восток
уже встречает новый день!
- А дорога выводит к морю, а вернее –
к заливу Анива. На горизонте стоит танкер
для перевозки сжиженного природного газа.
- Завод СПГ близ города Корса́кова.
- Утренний, ещё сонный берег моря. Наш экскурсионный
автомобиль сделал небольшую остановку для передышки
- Наконец автомобиль привёз нас на берег близ села Новиково.
Там уже ожидают большие машины с моторными лодками
на прицепах.
- Некоторые маломерные суда уже спущены на воду и готовы
принять на борт своих пассажиров. Пассажиры в это
время надевают прорезиненные плащи и спасательные жилеты.
Капитан соседнего маломерного судна пугает нас с попутчиками:
— Вы сегодня, возможно, первыми там будете. Говорят, сегодня же там работает ПСК?
— А кто такой этот ПСК?
— Ха-ха! Узнаете...
— А всё-таки?
— Пограничный сторожевой корабль! Если опознает в тебе японского диверсанта, устроит бесплатный круиз до Владивостока! И огромный штраф выпишет заодно.
- Наконец наш «Посейдон» стал выходить в море.
Небо было хмурое, облачное, но первая половина дня обещала быть
не такой дождливой, как вторая. Температура воздуха
обещала быть около +16°C, что вполне даже хорошо!
- Никогда не бывал в Исландии, но побережье её
всегда представлял себе приблизительно таким: хмурое небо
и серое море, из воды торчат скалы, вершины скал скрыты густыми
низко висящими облаками...
- ...но при этом обильно орошаемая дождями необитаемая
земля покрыта травами, кустарником, деревьями...
- ...и берега изобилуют небольшими, но частыми водопадами!
- Один из водопадов поближе
- Остановив мотор, дрейфуем к берегу. А кто это лежит
на камнях у берега? Это же нерпы!
- Заметив нас, нерпы с камней быстро прыгнули в воду,
где чувствуют себя более уверенно.
- Из воды нерпы с любопытством разглядывают очередных
гостей острова.
- А мы, сопровождаемые крикливыми чайками, продолжаем
нашу морскую прогулку. Встречный ветер поднимает в воздух
брызги, и никакое ветровое стекло не могло помешать нам
неоднократно узнать, что вода на вкус солёная!
- Через час пути на горизонте появляется цель нашей
морской прогулки: маяк Анива! К нему приезжают,
наверное, все гости острова.
- Подходим к маяку поближе. Японцы его построили
не на мысу, а на скалах перед мысом.
Мыс, разумеется, носит то же имя, что и залив, и маяк.
- Пока мы знакомились с нерпами, несколько моторных
лодок нас всё же обогнали. Пока высаживаются более ранние
пассажиры, капитан Алексей показывает нам маяк с разных
сторон.
- Подъём к подножию маяка достаточно крутой, но добрые
люди привязали к маяку верёвок, и забраться может любой посетитель
без предварительной подготовки и тренировок
- Вид сверху на посетителей, которые только готовятся забираться
на маяк
- Камни, формируя эдакую стену, ещё на несколько десятков
метров уходят в морскую даль. Часто волны настолько высокие,
что полностью накрывают даже камни у са́мого маяка!
Что, впрочем, не мешает чайкам сидеть на этих камнях,
взлетая при приближении высокой волны и садясь обратно,
когда камни снова покажутся из-под воды.
- Вид с верхней площадки на мыс Анива.
- Маяк заброшенный. С одной стороны, именно это
обстоятельство делает его доступным для посещения.
С другой стороны, за безопасность его никто
не ручается, никто не занимается его содержанием
и поддержанием в надлежащем виде. И вообще получается,
что посетители залезают на развалины на свой
страх и риск. Поэтому окна на маяке разбитые, остатки
имущества тоже разбиты или разворованы, и судьба строения
целиком и полностью подчиняется воле стихии и туристов.
Я не очень уверен, но в данном месте
влияние стихии мне видится даже более разрушительным!
- Тем не менее,
фонарьсветооптическое оборудование на верхней площадке выглядит целым.
- Шильдик производителя сообщает, что произведено оборудование
в г. Ломоносов Ленинградской области в 2011 году,
т.е. всего за 12 лет до моего визита.
- Под колпаком была обнаружена и плата с неким
фотосенсором. То ли наличие солнечного света контролирует,
то ли работу ламп. Впрочем, одно не препятствует
другому.
- Вид с верхней площадки на скалы внизу.
Ветер дует такой сильный, что чайки часто летают хвостом
вперёд!
- Судьба маяка на момент моего визита была туманна.
Брошенное строение без ухода и ремонта через несколько
лет неизбежно обрушится. Для нужд мореходства, говорят,
этот маяк уже не востребован, да и большинство
маяков утрачивают своё значение. Эксплуатацией маяков
занимается Маячная служба России, относящаяся
за Министерством обороны, и если служба
примет решение восстановить маяк до действующего
состояния, то ни о каких посещениях
не может быть и речи. Сделать из заброшенного
маяка некий музей местная администрация тоже не торопится,
и понять их несложно.
Вот интерьеры заброшенного маяка. Мне лично особенно больно смотреть на остатки разбитой радиостанции.
- Под маяком есть одно единственное место, куда удобно
причалить моторную лодку. Поэтому устоявшая традиция морских
прогулок к маяку такая: каждая лодка быстро высаживает
своих туристов, после чего уходит обратно в море,
освобождая удобную скалу для следующей лодки.
По прошествии условленного времени моторная лодка
возвращается к маяку, и пассажиры оперативно погружаются
на борт.
В ожидании Алексея и его «Посейдона», делаю ещё несколько кадров с волнами, бьющимися о скалы и камни под маяком.
- После обеда потеплело, и эти безлюдные берега
на обратном пути стали напоминать уже не Исладнию,
а Ирландию,
которая в 2017 году встретила меня дождливой непогодой.
- На пляже посреди длинного необитаемого берега
устроен небольшой домик. Полагаю – переждать
непогоду, если совсем невозможно продолжать дорогу
на маломерном судёнышке.
- На обратном пути все подобные экскурсии делают
остановку у Мраморной скалы. Пассажирам
предлагают перекус в виде горячего чая из термоса
и домашних пирожков. Продолжительность остановки позволяет
забраться на скалу или побродить туда-сюда вдоль
каменистого пляжа. Если позволяет погода и имеется
желание, можно успеть и искупаться.
- С берега на скалу забраться несложно:
добрые люди и здесь уже привязали верёвку. Только
под ногами мелкие камни делают дорогу очень скользкой.
- С Мраморной скалы можно обозреть Мраморную бухту
- А прогулявшись вдоль берега немного дальше,
чем заходит большинство туристов, я обнаружил очередное
лежбище нерп
- Ближе к селу Новиково моторная лодка подошла поближе
к берегу, где пляж покрыт чёрными песками. Место гордо
назвали Чёрным пляжем, в ответ на что попутчики
с Камчатки зазывали как-нибудь поехать к ним
на полуостров посмотреть на настоящий,
просторный и огромный Чёрный пляж.
- Совсем близко к Новиково любители-рыболовы отошли подальше
от села и поставили палатку и предались многодневному отдыху
и лову рыбы на спиннинги.
- На горизонте показались ветряные генераторы, а это означает,
что морская прогулка подходит к своему завершению. Впереди
два часа дороги на автомобиле обратно в Южно-Сахалинск.
- На другой день было объявлено штормовое предупреждение по всему
Сахалину, поэтому сорвалась экскурсия к Чортову мосту. Что ж,
пойду гулять по городу!.. В глаза сразу бросается вышка
телевизионного вещания, возвышающаяся над всеми окрестными домами.
- С 2023 года
3 сентября снова отмечается как День победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны (до 2023 года это был День окончания Второй мировой войны). Плакат на проспекте Победы напоминает об этой дате.
- В сквере Таможенников с 2019 года порядок и покой
охраняют Верещагин и Петруха. А в море в это время
быстроходный таможенный катер Павел Верещагин занимается
ловлей нарушителей границы!
- Перед некоторыми многоэтажными домами целые роскошные сады!
- Остров Сахалин очень любит Антона Павловича Чехова. Не удивительно,
что его имя носит Сахалинский международный театральный центр,
а с недавних пор – и аэропорт! Кстати сказать,
в аэропорт Хомутово им. А.П. Чехова меня ещё
и привёз именной самолёт «А.Чехов» нашего «Аэрофлота»
(б.н. RA-73131), так что я собрал большое количество Чеховых
по дороге! На следующей неделе эта машина работала на маршруте
Москва – Красноярск.
- В сквере у театрального центра им. А.П. Чехова посетителя
ожидают бронзовые герои Антона Павловича
- Там же, в сквере встретилась белка. Я не мог
не погоняться за ней в попытке сфотографировать, конечно же!
- Несмотря на штормовое предупреждение, в дневное
время с погодой мне повезло: меня не смыло дождём.
Ночами дожди лили как из ведра: много, вдохновенно, сплошной
стеной. Утром на тротуарах был изрядный слой грязи, источником
которой были газоны, которые обильными дождями вымывало. Некоторые
улицы поутру были подтоплены, но Атлантидой Южно-Сахалинск
не стал. Слышал на вокзале, как пассажирки обсуждали,
что ночными ливнями город Корса́ков затопило и практически
смыло.
- Печальный памятник перед вокзалом – жертвам землетрясения
в Нефтегорске. 28 мая 1995 года прекратил своё существование
посёлок Нефтегорск на севере острова. Из почти 3200 жителей
погибло 2040 человек, т.е. катастрофу пережил только лишь
каждый третий житель.
- Также перед вокзалом, конечно, стоит великий Ленин.
- Мозаики в районе здания администрации города с изображением
профессий людей Сахалина: здесь представлены и нефтяники, и лётчики,
даже пограничник с собакой и космонавт, запускающий спутник в полёт!
- На жилом доме не мог не заметить этого прекрасного
изображения людей, запускающих корабль в плавание и спутник
в космос!
- Между улицами Ленина и Чехова находится сквер Асахикава.
Асахикава – это город в Японии, побратим Южно-Сахалинска.
Гранитная доска гласит: «С глубокой благодарностью
ко всем, чей вклад в развитие и укрепление сотрудничества
между нашими городами сделал возможным празднование 50-летия побратимских
отношений. Искренне желаю, чтобы дружба городов не угасала,
а процветала вечно, как этот сквер. Мэр г. Асахикава
Нисикава Масахито 10.11.2017».
- Решётка на окне областного художественного музея,
а ранее – банка, содержит изображение
здания, на котором установлена
- Само здание
- А мне наступает пора ехать в аэропорт, где самолёт
типа SSJ-100 должен был отвезти меня в дальнейшую дорогу.
Мне повезло, что в этот раз я не планировал поездки на Курильские острова! Во время моего вылета в Южно-Сахалинске была хорошая погода, зато в Южно-Курильске уже второй день ни о каких полётах не могло быть и речи. Самолёт, работающий на маршруте Южно-Сахалинск – Южно-Курильск, ещё вчера застрял в Южно-Курильске, и прибыв в аэропорт, я застал там пассажиров, ожидающих вчерашний рейс. Сегодняшний рейс также откладывался всё дальше и дальше. По счастью, полётам в нужном мне направлении ничего не препятствовало.
Но я встаю над сопкой спозаранку.
Показываю солнце рыбакам
И шлю его тебе на Якиманку...
М.Танич
— К сожалению, я сам завтра не смогу идти в море, но поручу твою прогулку моим помощникам, тоже хорошим ребятам. Есть возможность выехать с пл. Победы
Быстренько смотрю прогноз погоды на завтра:
— На 06:00, пожалуйста!
А.П. Чехов
На этом было закончено моё первое знакомство с Южно-Сахалинском.
- Петропавловск-Камчатский, в который я полетел дальше.
- На поезде по Ирландии эту поездку я вспоминал во время морской прогулки