Поезд Caledonian Sleeper.
Каким он был
— А я застал ещё вагоны Mk 1. Там вообще здорово было: просыпаешься, открываешь форточку в купе и слушаешь, как в Шотландии птички поют!
Как только я продлил свою британскую визу в
Сразу скажу, что самый-самый легендарный вагон-ресторан ездит в Форт Уильям, куда я как раз ездил в прошлый раз, а ещё в Абердин и Инвернесс. Как я выяснил, по отправлении из Лондона в составе поезда два «кабака», которые едут в два последних городе. А к Форт-Уильямской группе вагонов по Эдинбургу (станция расцепки поезда) пристёгивают отдельный ресторан. На маршуте же Глазго — Лондон и Эдинбург — Лондон (этот «сервис» называется Lowlander, а второй «сервис», на котором из Лондона можно попасть в Инвернесс, Абердин и Форт Уильям, называется Highlander) работают обычные вагоны-рестораны. Легендарный вагон отличается планировкой и кожаными диванами! А обычный вагон-ресторан своей планировкой напоминает те, которые ездят по путям РЖД.
А вообще Caledonian Sleeper - это не какой-нибудь экскурсионный поезд, на котором туристы будут целую неделю колесить по красивым местам Великобритании, а регулярный поезд, на котором бизнесмены могут с утра оказаться в Англии вместо Шотландиии (или наоборот, конечно), а прилетевшие в Лондон туристы будут к утру развезены в Глазго, Эдинбург, Абердин, Инвернесс и Форт Уильям, из которого обычно едут кататься на паровозе или на остров Скай.
Конечно, до всех этих станций можно доехать и скоростными дневными поездами, но всё равно придётся потратить на это полдня. Ночной поезд специально едет медленно, чтобы люди могли выспаться в дороге. Каждый вечер, кроме субботы, из Лондона отправляются два поезда. В пути следования Hihglander расцепят на три части, каждая из которых утром прибудет в свой город. А Lowlander расцепят на две части: одна поедет в Эдинбург, вторая - в Глазго. В Шотландии в это же время отправляются сразу пять поездов, чтобы утром два поезда подряд прибыли на станцию Euston.
Почему уходящая натура?
Спальные вагоны в поезде типа
Когда я покупал билет на поезд отправлением 30 марта, на этот день был анонсирован последний рейс старых вагонов. Месяц спустя, дебют новых вагонов уже стал анонсирован на осень 2018 г., так что у моих читателей ещё имеется возможность лично запечатлеть уходящий в историю Sleeper с аутентичными британскими вагонами!
Надежда на светлое будущее!
Кондуктор прошёл вдоль вагонов поезда Class 170, твердя на чистом английском вопрос: «Кто-нибудь едет в Wick?» Уик - это самая-самая дальняя на севере станция Шотландии. Дело в том, что наш поезд немного опаздывал, а поезд из Инвернесса на север отправляется как раз после прибытия поезда из Эдинбурга. И если бы на поезде были бы те, кто собирался ехать дальше на север, тот поезд задержали бы, чтобы все нуждающиеся успели.
В английской Википедии пишут, что хотелось бы из Эдинбурга и Глазго запустить ночной поезда до Уика и Тэрсо. Сейчас по этому маршруту можно доехать дневными поездами с пересадкой по Инвернессу. Время в пути составит 3 часа до Инвернесса и ещё 4 часа до конца Far North Line. Расписания поездов согласованы так, что очень долго ждать пересадочного поезда не придётся.
Я считаю, было бы хорошей идеей запустить такой ночной поезд! Если он появится в расписаниях, я постараюсь проехать по этому маршруту. Перевод составов Highlander-а и Lowlander-а на новые вагоны позволит высвободить старые вагоны и запустить этот поезд. Так что если всё сложится удачно, то аутентичные британские вагоны ещё поработают на перевозках пассажиров!
Кстати, иногда назначается рейс Sleeper-а в город О́бан, чему очень радуются фанаты железной дороги и конкретно этого поезда. Может быть, и до О́бана будет поезд?..
Кроме того, как и любая другая железная дорога, ScotRail тоже переоборудует старые, но ещё нормальные, вагоны в измерительные. На сайте у фанатов ScotRail имеется специальная страница, на которой они рассказывают про свои измерительные вагончики. Там я даже вижу своих «братьев по разуму» - поезд для радиоизмерений! Имеются также путеизмерительные вагоны и поезда, ультразвуковой дефектоскоп, габаритообследовательский поезд, вагончик испытания контактной сети и упоминается тормозоиспытательный вагон, вагон-электростанция. В общем, всё как на любой приличной железной дороге! Быть может, и несколько вагонов от Sleeper-а пригодятся для дела!
- малый
- большой
Начинается посадка на поезд № 1M11
- На станции Glasgow Central кондуктор проверяет билеты у пассажиров
прямо в начале платформы.
— Ты уже ездил на нашем поезде?
— Да, год назад...
— Тогда почти всё знаешь. У нас одно нововведение: в купе найдёшь меню на завтрак, там ты должен отметить, что ты хочешь, и повесить его на дверь. Утром принесём тебе завтрак в купе
— Э-э-эм, а я могу позавтракать в вашем знаменитом вагоне-ресторане?
— Да без проблем! Это тоже отметь там на листочке!
- Предупреждённый о таких изменениях, иду к поезду. Поезд поведёт электровоз
90046.
- В головном вагоне предусмотрен отдельный отсек для кондуктора
(англ. guard), на стене в котором подвешены причудливой формы
«тапки» - тормозные башмаки.
- А я иду в свой вагон. Коридоры в вагоне очень узкие - зато полки длинные!
- Туалетные комнаты в конце вагона. Найти их нетрудно по характерным
пиктограммам «М» и «Ж»
- Интерьер туалетной комнаты тесноват и бесхитростен: раковина, зеркало и
«фаянсовый трон» с кнопкой. Принцип действия - гравитационный,
хорошо знакомый и пассажирам РЖД.
- В этот раз еду первым классом - других билетов не
продавалось. Вернее, ещё можно было поехать сидя и без права посещения
вагона-ресторана! Так ехать дешевле и... скажем так, удобнее, чем на автобусе
или самолёте. Но я убеждён, что максимум удовольствия от поездки на поезде
Caledonian Sleeper можно получить исключительно лёжа!
Купе первого класса от купе второго класса отличается только тем, что верхняя полка убрана - вот она закреплена вертикально.
- Дверной замок. Здесь же можно отрегулировать температуру в купе. Вверху
и внизу - рядом с обоими местами - предусмотрены выключатели освещения и
кнопка вызова проводника. Купе можно закрыть изнутри, пока там спишь. Также
можно уходя оставить ручку замка опущенной, и тогда при закрытии двери купе
будет надёжно заперто. Чтобы снова попасть в него, понадобится помощь
проводника. Проводник будет рад помочь, однако этого джентельмена или эту леди
ещё надо поискать - здесь тоже один проводник обслуживает сразу несколько
вагонов!
- Сразу за дверью купе в боковой стене имеется проём с дверью в соседнее купе.
Конечно, эта дверь заперта на ключ, и сходить в гости к соседям не получится.
В любом случае, примечательно, что предусмотрена такая возможность.
- А вот на столе и листок с меню завтраков!
- Над окном расположена ручка стоп-крана, бутылка воды и гнёзда
USB-зарядного устройства. Розетки 220 В в купе не
предусмотрено.
- Как я писал в прошлый раз, когда ехал на верхней полке, там предусмотрен
откидной столик!
- Под откидным столиком в купе находится раковина. В новых вагонах
РЖД, которые габарита
RIC
(РИЦ), теперь тоже есть такие
- Переезд в Глазго у меня был утомителен и полон приключений, поэтому
пофотографировав купе, я заснул ещё до отправления поезда. Проснулся по звонку
будильника ближе к тому моменту, когда было пора идти завтракать. Как я писал
выше, планировка вагона-ресторана (англ. lounging car, от lounge -
гостиная, бездельничать) напоминает знакомую пассажирам
РЖД: половину длины
вагона занимает кухня, и обойти её можно по коридору, оставив кухню по левую
руку. В конце вагона видна зелёная стенка и коридор справа от неё. По левую
руку за столом умещаются четверо пассажиров, по правую - по двое. Всего
в вагоне-ресторане одновременно могут уместиться 24 пассажира.
- Двухместные столики оборудованы настолькой лампой, призванной создавать
домашний уют.
- А вот и принесли мой Highland breakfast - разновидность
традиционного английского завтрака, характерную для данного поезда. В отличие
от того, как подавали в купе, сервировка будет побогаче. Состав тот же,
дополнительно кексик к чаю
- В пассажирских вагонах многих стран, включая
РЖД, управление
дверями, сигнальными фонарями, освещением вагона происходит на щите в
служебном отделении вагона (купе проводника). А в британских вагонах
щит управления смонтирован прямо в коридоре. Кондуктор с ключами включит
хвостовые фонари и разблокирует боковые двери для выхода пассажиров прямо
на ходу.
- Также в коридоре смонтировано табло с индикацией
- Вагоны уже старые, и местами износ уже заметен. В соседнем вагоне окно не
открывается, и предлагается выходить из соседнего. Вплоть до поколения вагонов
BR Mark 4 , т.е. включая и те, на которых я сейчас еду, створчатые двери оборудованы ручкой только на улице, и чтобы выйти, требуется опустить оконное стекло, высунуть руку на улицу и там найти эту ручку. А из этой двери уже не выйти, если только кто-нибудь не откроет её с перрона.
- Да и в моём купе штора уже надорвана. Что ж - полагаю, что не все вагоны
будут работать на новом маршруте до станций Thurso и Wick!..
- Из Глазго выезжали 6 вагонов. А в Лондон прибыли
целых 20. Для британских вокзалов необычно наблюдать хвостовые фонари,
подвешенные на вагоне. Почти целиком работают моторвагонные поезда с
кабиной управления с обеих сторон. Местная национальная особенность ещё
в том, что фонарь не горит постоянно, а мигает. Вероятно, это сделано для
продления времени работы фонаря от аккумулятора.
- В купе кондуктора кроме тормозных башмаков имеется манометр, показывающий
давление в тормозной магистрали.
- Глазговейская группа вагонов прибывает в Лондон в голове поезда,
и привёл поезд тот же электровоз 90046.
- Перед тем, как пойти гулять по Лондону, прошу проходящего мимо
железнодорожника сфотографировать меня в окошке поезда. Когда на линии
будут вагоны BR Mark 5, такой возможности уже не будет:
там тоже будут сдвижные двери
Его трясёт и лихорадит.
Недугов исцеленья ради
В депо остался и зардел
Огнями хвостовыми. Дел
Немало вменено бригаде:
Исправить, починить, наладить.
У старой техники предел
Довольно ощутим. Беда —
Она приходит иногда —
Случиться не должна в дороге.
Ведь пассажиры каждый сбой
Осудят очень даже строго
И в мыслях унесут с собой!
Т. Адамайтис
Что же будет в будущем?
С завода выходят и проходят обкатку в Велиме (Чехия) и на путях в Шотландии
новые вагоны. Следующие фотографии я нагло скопировал позаимствовал
у newtrains.sleeper.scot, на
страницах этого сайта пишут о ходе внедрения новых вагонов. Посмотрим, что там
будет внутри!
- 12 апреля 2018 г. на сайте появилась фотография с обкатки
состава из 4 новых вагонов. Фото сделано на станции Arrochar & Tarbet
- Какими будут купе в новых вагонах? Classic Room - купе, больше
всего похожие на привычные нам всем. Обещают ещё более большие и широкие
кровати.
- Club Room. Я не очень сильно уверен, но по-моему, от Classic
Room отличается только тем, что верхняя полка откинута. Как в нынешних
вагонах Mark 3. И дверь между купе присутствует! Так что по части
планировки вагона всё останется привычным
- Купе категории Suite с большой двухспальной кроватью и встроенным
туалетом. Почти гостиница на колёсах!
- Будут и сидячие вагоны, конечно!
- Вагон-ресторан по английски будет называться не Lounging car,
а Club car. Судя по фотографии, количество сидячих мест станет
ещё меньше. Ну да увидим их в эксплуатации!
Что ещё можно почитать? Могу предложить свои же рассказы:
- Поездами по Британии - 2015 год
- Поездами по Британии. Ещё раз! - 2017 год. Длинное повествование в пяти главах с антрактом.