Алапаевская узкоколейка
Поездка состоялась 18-19 мая 2019 года.
Алапаевская узкоколейная железная дорога имеет одну техническую «изюминку», которая делает её почти уникальной в целом мире: на ней используются и действительно нужны плацкартные вагоны! Вторая такая узкоколейка — Гайворонская на Украине (Рудница – Голованевск). Протяжённость главного хода УЖД целых 150 км (для сравнения, протяжённость участка Рудница – Голованевск 130 км).
Расположена узкоколейка к северу от Екатеринбурга приблизительно там, где Урал переходит в Сибирь. Существует регулярное движение пассажирских поездов между Алапаевском и Санкиным, сообщение с Калачом периодически прерывается, когда очередной мост приходит в аварийное состояние.
- малый
- большой
- В депо Алапаевск работает музей, который с готовностью
расскажет об истории своей узкоколейки. Я не мог пройти мимо
экспозиции устройств связи: селекторов, телефонных аппаратов и
электрожезлового аппарата.
- Вид на экспозицию сбоку. За электрожезловым аппаратом
виден фрагмент деревянной опоры воздушной линии связи.
- На этой фотографии и аннотации к ней упоминается, что
в лучшие времена станции были оснащены микропроцессорной
централизацией стрелок и сигналов! Весьма и весьма круто как
для 1960-х годов, так и для узкоколеек, скажу я вам!
Я предполагаю, что УЖД служила полигоном для наладки системы МПЦ. А дяденька из музея высказывает куда более интересное: неизбежно появившаяся при внедрении МПЦ линия связи вдоль узкоколейки была нужна КГБ СССР, и за Калачом линии уходили через тайгу до самого Междуреченска.
- На другой витрине предметы быта железнодорожников. Внимательный
читатель заметит местную особенность речи: местные машинисты брали
в поездку не шарманку, а тормозок!
- Воссоздан кабинет начальника УЖД. Обратите внимание на картину
на стене: на ней изображён профилакторий «Кедр»
в Верхней Синячихе. Вроде как, и в 2022 году работает!
- Естественно, такая крупная узкоколейка была и источником тем дипломного
проектирования студентов отраслевых ВУЗов. Вот на ближайшем плакате
к дипломному проекту Бажиной М.В. под руководством
Бирюкова П.А. показан расчёт экономической эффективности эксплуатации
перегонов узкоколейной магистрали. Интересно было бы ознакомиться
с пояснительной запиской к этому диплому...
- Когда наша группа заканчивала ознакамливатсья с экспозицией музея,
из депо выкатили наш поезд: тепловоз ТУ8 и два
плацкартных вагончика. Местные особенности речи есть и сейчас:
во всей стране железнодорожный путь укладывают
на шпа́лу, а на Урале – на шпалу́!
- Интерьер плацкартного вагона ПВ40. Так как вагон узкий, все полки
боковые. 8 полок с одной стороны вагона, и столько же
с другой.
- Ожидаем отправления со станции Красная II
- Первая остановка для фотографирования где-то в болотах
между Красной и Синячихой
- Вечереет. Поймав возможность посмотреть на РЖД в буквальном
смысле свысока, пора укладываться спать. Программа поездки предполагала,
что в Калач мы приедем посреди ночи, а утром
поедем обратно медленно и с остановками для фотографирования.
- Летом светает рано, и проснувшись, можно походить вдоль путей, вокруг
поезда и вообще куда глаза глядят. Припоминая, как дяденька в музее
узкоколейки с вечера предупреждал, что в посёлке живут не только
человеки, ходишь как-то с особой бдительностью. Впрочем, растительность
здесь редкая и низкорослая, просматривается далеко, и это немного успокаивает.
Вокзал уже давно перестал выполнять свою функцию.
- От вокзала до конца путей не больше километра. В самом
конце путей поставлена грузовая платформа вместо тупикового упора. Говорят,
ещё не так давно пути уходили за реку Янсаевку и уходили
в сторону кладбища. А в совсем стародавние времена, когда
объёмы заготовки леса были намного больше, «усы» уходили вглубь
лесов на десятки километров
- Когда-то в Калаче было и депо. Ныне ангар в запустении.
- Сделав групповое фото (позаимствовал отсюда:
«Поезд
напрокат»), мы погрузились в вагоны и пустились
в обратный путь.
- Первая остановка для фотографирования недалеко: мост через
реку Санкину. Вид на реку
- И сам мост.
- Мост через реку Тура – ту самую,
на которой стоит город Тюмень, был капитально отремонтирован недавно.
- Вдалеке можно разглядеть, как пасётся стадо коров. А это значит,
что где-то недалеко живут люди!
- Наш поезд медленно проследует по мосту над Турой.
- Санкино – последняя станция, до которой
более-менее регулярно доезжают поезда. А также при которой
посёлок более-менее живой и доступный не только по узкоколейке.
- Между прочим, данная УЖД оснащена радиосвязью УКВ диапазона, и
на станциях установлены антенные мачты.
- Пока мы стоим на станции, можно погулять вокруг поезда.
Рядом со станцией имеется пруд, который облюбовали чайки.
- Остановка в Санкине не только для фотографирования.
У нас меняли тепловоз. Не знаю, чем были мотивированы
такие сложности, но на участке Алапаевск – Санкино
и обратно поезд вёл один тепловоз, а на участке
Санкино – Калач – второй. Одну переприцепку
тепловоза мы проспали, вторая происходит у нас на глазах.
- Местные жители, не дожидаясь регулярного поезда, передвигаются
вдоль узкоколейки в соседний посёлок или на рыбалку
на самодельных съёмных дрезинах — «пионерках».
Особенность многих местных «пионерок» - фанерный щит вместо
ветрового стекла.
- Следующая станция, ещё ближе к «цивилизации» –
Муратково.
- Километровый знак показывает, что мы находимся на сто
первом километре дороги (от Алапаевска)
- Почти сразу после Мураткова наш поезд делает остановку
для фотографирования у моста через реку с причудливым
названием Кы́ртомка.
- Берега Кыртомки в мае изобилуют различными оттенками
зелёного. Кстати говоря, разглядывая щебёнку под ногами, иной
раз разглядишь среди осколков гранита зелёный камушек: это же
Урал, и Хозяйка Медной горы малахита отсыпала, не иначе!
- Поезд медленно, чтобы все успели сделать фотографии, переезжает мост.
- На станции Строкинка ещё несколько «пионерок»
ожидают выезда. Везде фанерный щит вместо стекла!
- На этот раз остановка экскурсионного поезда снова не столько
для фотографирования, сколько техническая: мы ожидаем скрещения
с графико́вым пригородным поездом Ельничная –
Строкинка
- Станция Строкинка имеет всего два путя, а помимо
скрещения требуется выполнить вторую операцию: обогнать тепловоз
пригородного поезда вокруг вагончика для отправления обратно
в Ельничную. Для этого приходится затевать
сложные манёвры: экскурсионный поезд должен, выехав за стрелки,
освободить путь для проследования тепловоза, а позже
осадиться обратно на боковой путь, чтобы пригородный мог
графиком отправиться на Ельничную. Экскурсия –
это хорошо, но выбивать пригородный из графика недопустимо!
- Выждав ещё некоторое время после того, как пригородный скрылся
из виду, мы тоже сможем пуститься в дорогу.
- Так выглядит посёлок Строкинка со стороны
- На станции Ельни́чная мы догнали пригородный,
который заканчивает свой путь.
- Ельничная – единственная станция, на которой
стрелки сохранили электроприводы!
- В деревне Ельничная тоже имеется живописный пруд
при станции.
- Настил на переезде сделан из старогодних рельсов
- Минут через десять после нашего прибытия в Ельничную
станция наполнилась громким и звонким лязгом: это вслед за нашим
поездом прибыли двое местных жителей на дрезине-«пионерке».
Судя по тому, что на ногах
локомотивная бригадачлены «экипажа» держались не очень уверенно, и направились сразу в магазин очевидно с целью пополнения запасов горюче-смазочных материалов, ветровое стекло из фанеры (меня смущает, что оно непрозрачное!) совершенно не мешает им ездить по узкоколейке.
- Я до сих пор не упоминал, но от Угольной
(до неё мы ещё не доехали) и до са́мого
Калача мобильная связь отсутствует. Говорят, правда, что есть
один оператор местного значения, который «ловит»
на станциях аж до Санкино. В Ельничной
у вокзала имеется фонарный стол, на котором раздают
Wi Fi. Попутчики пытаются присоединиться к сети
(прошли почти сутки с тех пор, как мы покинули зону действия
сотовых сетей), но требуется ввести код
из SMS-ки (hi-hi). У некоторых счастливчиков телефон слабо-слабо ловил и мог принять эту SMS. Остальным возможность сообщить, что путешествие по Алапаевской узкоколейке продолжается, и мы в полном порядке, представится позже.
- Пока ожидаем отправления, можно рассмотреть монтаж фонарных
линий.
- На станции Угольная, которая располагается на окраине
посёлка Верхняя Синячи́ха, работает сотовая связь всех
крупных операторов страны. Здесь на опять предстоит «немного
подождать»
- Пока ждём очередного скрещения, бродим по станции. Что это
за трафарет нанесён на борт вагона-самосвала? «АВТОТОРМОЗ»
Ага, рядом с упряжью и рукав тормозной магистрали имеется. Остальные
грузовые вагоны не имеют даже пролётных труб, не говоря
о тормозном оборудовании. Очевидно, для чего такой вагон могут
ставить в голове грузового поезда.
Нажми сюда, если не очевидно
- Смотрим заводскую табличку на самосвале: вагон построен
в Калининграде в 1962 году!
- Вот и платформы с оцилиндрованым лесом. Сразу за станцией
располагается фанерный комбинат. Получается интересная штука: по путям
узкой колеи на комбинат доставляют сырьё, а готовую продукцию
отгружают по путям широкой колеи. Главное, что узкоколейка
обеспечена работой!
- Удивительно, что на станции с таким угольным названием
живёт такой белый кот!
- Вот и встречный пригородный!
- Верхнесинячи́хинский металлургический завод стоит на реке
Синячи́хе. Когда-то люди обнаружили идеальное место
для железоделательного завода: в земле залежи
руды, на земле обильные леса, мощное течение реки может вращать
валы машин на будущем заводе. В настоящее время завод
регулярно прекращает работу, банкротится, пытается возобновить работу...
В мае 2019 года дым из труб не шёл, как видно.
- Где разрывают земные недра, пейзажи часто бывают марсианскими,
как здесь. Берега Синячихи поблизости от завода основательно
разрыты.
- Разумеется, на мосту была сделана остановка для фотографирования!
- На станции Синячи́ха мы расстанемся с поездом:
тепловоз с вагонами вернутся в депо Алапаевск, а нам
удобнее всего именно отсюда выезжать в Екатеринбург.
- В здании станции устроили визит-центр дороги. Конечно,
мы его посетим!
- У входа в здание стоит скульптурная композиция
«Генератор добра». Штурвал, подвижно закреплённый
на оси, по авторской задумке символизирует Солнце,
синяя и красная трубы – это плюсовая и минусовая
шины (цветовая маркировка в соответствии с ПУЭ!),
и держась руками за штурвал, посетитель может поделиться
с Землёй добром или подзарядиться оным.
- Замысел этой машинистроительной эклектики для меня
так и остался неясным.
- В визит-центре, конечно, воссоздана обстановка кабинета
ДСП,
образца... судя по керосиновому светильнику под потолком, давнего
образца!
- Небольшой макет железной дороги. Паровозик иногда ездит!
- Вдоль путей тоже бегает кот...
- А ещё вдоль путей узкоколейной магистрали уложен путь для катания
на ручной дрезине. Дрезина, между прочим, однотипная с той, что
в музее в Переславле-Залесском!
- А мне пора попросить попутчика сфотографировать меня на фоне
станции и грузиться в машину, которая отвезёт нас
в скучные серые буднив Екатеринбург и, кому надо, к аэропорту. (Автор в это время был в командировке в Екатеринбург, и уехав на выходные в дальние дали, где никакая связь не ловит, нашёл ответы на некоторые вопросы, которые не давали ему покоя несколько месяцев до поездки...)
(слухи ходят)
– Вы же не дальше Санкина собираетесь?
– Нет, нам до самого Калача!
– Тяжёлый случай! Вы имейте в виду, что население посёлка Калач, по данным последней переписи, тринадцать человек. А я добавлю: и один медведь! Вокруг заброшенного дома на окраине посёлка малина разрослась, так косолапый в доме и поселился.
с одной стороны, немного неприятно терять время в ожидании скрещения, с другой же стороны, это свидетельство того, что дорога работает, а значит живёт!
Что на Марсе будут яблони цвести!
Е.А. Долматовский
Такой вот медитативный тур по Алапаевской УЖД. Совершенно особенный мир. Замечательно, что дорога продолжает жить, а значит у читателя есть возможность когда-нибудь, буде у него желание, посетить эти места, где Урал переходит в Сибирь, и для размышлений времени предостаточно. Автор тоже надеется когда-нибудь вернуться, но осенью, в эту разноцветную пору!
Могу предложить продолжить чтение:
- Апшеронская УЖД в продолжение темы узкоколеек России
- Поездами по Британии. Ещё Раз! другая поездка далеко и на поезде.