Паровозы в Шотландии
Шотландия - это красивое место, и паровозы там тоже есть! Пусть и не так много, как в соседней Англии, но ветки тоже достойны посещения.
Strathspey Railway
Побывать тут мне довелось 6 мая 2015 года
Железная дорога нормальной (стефенсоновской, 1435 мм) колеи располагается в Шотландии в национальном парке Cairngorms - эта местность упоминается в списках наиболее красивых мест на острове Великобритания. Конечно, у железной дороги есть и свой сайт: strathspeyrailway.co.uk, на котором есть расписания и фото железной дороги. Там же собирают деньги на важный для них проект: продление ветки до города Grantown-on-Spey. Надо сказать, что проект уже давно вышел за пределы бумажных полей, и путь частично проложен, вплоть до самой реки Dulnain, через которую уже переброшен мост (для этого Colas Rail - французско-британская компания по ремонту и содержанию железнодорожной инфраструктуры - приезжала со своим краном Kirow 1200 - единственным в стране, который способен уложить такое длинное пролётное сооружение моста), и осталось проложить всего несколько километров пути и построить станцию.
Сейчас там есть станции (с запада на восток):
- Aviemore - станция примыкает к «большой» станции. Ещё точнее, две платформы из трёх принадлежат Network Rail-ам, а третья - ветке
- Boat of Garten - двухпутный разъезд
- Broomhill - тут очень интересно. Имеются два путя и возможность обгона паровоза вокруг состава. Вот только пассажирский перрон располагается вдали от стрелок и обгонного путя. Поэтому сначала пассажиры видят перрон станции, но проезжают его мимо. Затем 10 минут стоят в чистом поле, где не выпускают из вагонов. За это время паровоз обгоняется вокруг состава, прицепляется к составу и вытягивает его к перрону, где наконец-то выпускают погулять
- На приближении к этой ветке ощущаешь, что находишься уже в Хайлендсе -
воспетом Робертом Бернсом Шотландском Высокогорье. Горы (по-шотландски,
Ben-ы) покрыты снегом, в долинах (по-шотландски
Glen-ах пасётся скот и текут ручьи)
- Наконец, поезд прибывает к станции Aviemore. Две
платформы станции находятся в ведении оператора ScotRail,
а платформа
№ 9¾№ 3 - паровозной ветки Strathspey Railway. Если присмотреться, видно, что и те, и другие аккуратно подписаны.
- Вид на станцию с моста между платформами. На правой платформе виден заборчик,
которым отгорожена платформа ветвевладельца. Попасть на платформу по ту сторону
забора можно через магазин! Сувенирный магазин, совмещённый с билетной кассой.
- Пешеходный мостик над путями, весьма характерный для небольших станций
на просторах Её Величества.
- Посещаю билетную кассу, совмещённую с сувенирным магазинчиком, обилечиваюсь,
выхожу на перроны, попутно делаю одно важное и совершенно неотложное дело,
которое, впрочем, совершенно не нуждается ни в обсуждении, ни, тем более,
в фотографиях, и жду поезда. Наконец, поезд возвращается из предыдущего
рейса! Попутно видим, что сегодня работает один из самых молодых паровозов
на ветке - 1952 года постройки. Впрочем, машина 46512 успела
побывать и на базе металлолома, откуда была выкуплена машинистом
E.V.Cooper, который провёл восстановление до рабочего состояния,
и теперь на котле паровоза гордо висит шильд с его именем.
- Вот такой там билетик:
- Хвост поезда. Видно, что вагоны сохранили окрас ещё со времён
British Rail!
- Так как погода была прохладная и сырая, пара из продувательных кранов
цилиндров было достаточно для маскировки паровоза :)
- Наконец, поезд отправляется. Сразу за стрелками в Aviemore
можно лицезреть поворотный круг. Здесь у них одна прикольная вещь сделана: круг
приводится в движение вакуумным насосом паровоза (на ветке используются
вакуумные тормоза), а под кругом располагается вакуумный двигатель. Интересно
было бы посмотреть на это сооружение в работе (всё-таки производительность у
паровоздушного насоса не очень уж большая, при не очень больших габаритах),
но используется он достаточно редко
- Едем дальше. Постепенно углубляемся в национальный парк
Cairngorms
- Смотрим скорость нашего движения.
13 м/с - это47 км/ч
- Вдали туман закрывает вершины
горбенов, вблизи пар от паровоза закрывает обзор...
- Вроде, май месяц на дворе. А за окном натуральнейшая осень!
- А вот и первая станция: Boat of Garten! На станциях,
конечно, механическая централизация стрелок и сигналов. Пост централизации
по-английски называется Signalbox. На фото как раз
signalbox станции Boat of Garten. Видно,
что из фундамента выходят стрелочные тяги и сигнальные тросы к семафорам.
- Остановка на этой станции имеет и технологическое значение: тут есть
гидроколонка, и можно пополнить запас воды в тендере. А пассажиры, при желании,
могут сбегать на перрон и, например, сделать фото
- Или вот фото, на котором чуть меньше хобота колонки, но чуть больше
поезда. Не могу решить, какое фото из двух мне больше нравится
- Станция располагается совсем не в чистом поле!
- Машинист с топильщиком и паровозом выпили достаточно воды, дружно
свистнули и поехали дальше. Всюду тучные стада на фермах!
- Поля с овечками сменяются полями с коровами.
- Река Spey, поля, коровы, горы, туманы - настоящая
Высокогорская пастораль!
- А это милое фото нельзя было не поместить!
- Кстати, вдоль железной дороги там натянута воздушная линия. Судя по
количеству жил, это линия связи. Судя по ухоженности - вполне действующая!
- Наконец проехали платформу Broomhill, после неё
остановились в чистом поле. Через 7 минут мимо поезда проехал паровоз. Наш
(в ходу был единственный поезд) паровоз. Через ещё 3 минуты поехали назад к
платформе Broomhill. Прямо как в анекдоте:
Поезд прибывает на станцию посреди дикого запада. Над прерией нещадно светит солнце, туда-сюда летят перекати-поле, у здания вокзала ковбой наигрывает на губной гармошке. Джентельмен выходит с поезда:
- Далеко ли от вокзала до города?
- Шесть миль!
- А нельзя ли было построить вокзал поближе к городу?
- Мы так и собирались. Но потом решили построить вокзал всё-таки поближе к рельсам!
Вот такая на платформе есть клумба с дракончиком. Жалко, что цветами не засадили...
- Там же на станции можно и перекусить. Особенно если назад поедешь с
другим поездом (стоянка поезда всего 20 минут) или вообще на автобусе (автобусы
в эти края тоже заходят! А ещё тут люди живут).
(уточнено летом 2016 года) BBC тут снимали кино по книгам Комптона Маккензи,
а именно сериал «Монарх долины»
(ссылка на английскую Вики),
и там фигурировала вымышленная станция «Glenbogle»
(ссылка на английскую вики).
И как раз на станции Broomhill снимали эту вымышленную станцию.
Теперь-то я понимаю, откуда взялись драконы на предыдущем фото!
- Наконец, паровоз свистит и собирается отправляться. Желающие сделать
фото на фоне паровоза спешат попасть в вагоны
- Назад едем по уже немного знакомым местам, продолжаем любоваться
пейзажами, собираемся с мыслями. Нас вывезли из суеты больших городов, а
теперь везут обратно в эту суету и мир высоких скоростей и цели, к которой
надо спешить или хотя бы стремиться...
На этом заканчивается рассказ про Strathspey Railway.
West Hihgland Line
она же - ветка
через Гленфиннан,
она же - линия Fort William — Mallaig
Побывать тут мне довелось 3 мая 2017 года
Эта железная дорога тоже имеет свою «изюминку», конечно! Это Mainline
railway, то есть железная дорога общего пользования, по которой ездят
регулярные пассажирские и грузовые поезда. И паровоз тут ездит тоже на правах
регулярного поезда. Представьте себе, что поезд, например, Санкт-Петербург
— Выборг или, скажем, Москва — Вековка
есть обычный - электричка, а есть с паровозом. Только оператор паровоза не
входит в Ассоциацию, обычные оранжевые билетики там не действуют, и надо
покупать билеты именно на паровозный поезд (на обычный поезд билетик стоит
£12.50/14.50, а на паровоз - £30/35; первое число - стоимость билета
в один конец, второе - туда и обратно). А коль скоро поезд выходит на пути
mainline, он оборудован необходимыми приборами безопасности,
обязательно и регуярно проходит освидетельствования парового котла и во
всём подчиняется техническим требованиям National Rail
Вторая «изюминка» этой линии - это знаменитый виадук Glenfinnan - тот самый с изгибом, по которому ещё ездит экспресс в школу чародейства и волшебства Хогвартс!
Поедем же кататься по этой линии!
- Начинается эта линия на станции
Fort William , на которой мне за 20 минут надо было переделать очень много дел за километр от вокзала, и ещё не опоздать на поезд. Поэтому первое фото будет уже после отправления поезда!
- Сразу за станцией находится река Лохи
(river Lochy). И яхточки в реке.
- До виадука Глен Финнан недалеко. На виадуке скорость
всех поездов ограничена до
25 миль/час , поэтому паровоз перед виадуком затормозил, и сам виадук мы проследовали с закрытым регулятором. Обратите внимание, что с поезда гроздями свисают фотографы! Да и на земле выше и ниже виадука толпа людей фотографирует поезд.
Почти сразу за виадуком расположена станция Glenfinnan, на которой поезд делает единственную остановку. На станции имеется туалет, музей и на постаменте два вагона: спальный и
кабакресторан. В спальном вагоне даже можно заночевать - за отдельную денежку!На всякий случай держите ссылку на музей на станции Гленфиннан, в котором как раз можно и найти ночлег в вагоне (около £15 за ночь, к которым следует добавить ещё £5 за постельные принадлежности). Вроде как, работает и зимой и летом!
- Длины платформы не хватает на весь поезд, и из первых и последних
вагонов людям приходится выходить через соседние. Тут же видна вышка
радиосвязи. Этот участок не оборудован системой GSM-R, и
внедрение её на этом участке не планируется.
- Пока поезд стоит на станции Glenfinnan и пассажиры выходят
погулять, посетить туалетную комнату и пофотграфировать, стюарды в поезде
успевают сервировать столы. За отдельную плату можно заказать себе обед
в поезде. Я не отказал себе в удовольствии попробовать шотландских сыров.
Один из них - с шотландской голубой плесенью, второй обсыпан кунжутом,
а третий - просто мягкий сыр. Честно говоря, я нисколько не пожалел, что
просто сыр я оставил на окончание дегустации - он был самым вкусным! Заодно
с сыром в рацион входит баночка винного желе и пара овсяных печенек. В состав
овсяного печенья по-шотландски входит виски, что придаёт печенькам благородный
дымчатый привкус.
- Пока я дегустирую сыры под чай с молоком, поезд едет дальше. На какое-то
время вода за окнами заканчивается.
- А затем поезд выезжает на West Coast. Начинается красота
заливом Loch Ailort
- Виды через форточку я фотографировал много. Наверное, моим читателям
интересно и на саму форточку посмотреть?
- Следующий лох - Loch Nan Uamh!
- Тот же loch. Как правильно читать это название? Ума не приложу!
- И в Шотландии тоже сухую траву иногда самым пожароопасным способом
выжигают. Стояла ли рядом пожарная машина и летал ли рядом пожарный самолёт?
Нет, конечно!
- Наконец поезд приезжает к берегам Sound of Sleet. Земля
в голубой дымке на горизоте - это остров Скай
(Isle
of Skye ), куда я так стремился попасть. Говорят, это самый живописный остров на Земле. Знаете, что я скажу? Это действительно очень красивое место! Про него ещё будет отдельный рассказ!
- Наконец поезд прибыл на станцию Mallaig
(Малле́йг), где заканчиваются рельсы. Пассажиры разошлись,
и я могу показать, как выглядит салон стандартного класса вагонов
BR Mark 1 . Диваны двухместные, каждый пассажир имеет перед собою столик.
- И в Маллейге платформа слишком короткая, так что пассажиры двух
хвостовых вагонов с номерами A и B
вынуждены выходить через вагон с номером C.
- На одном из боковых путей стоял хозяйственный поезд. Хозяйственный поезд
был сформирован из бульдозера на комбинированном автомобильном и
железнодорожном ходу и платформы с щебнем.
- На крыше моего вагона с номером E живописно уселась
чайка.
- Традиционная шотландская цветочная клумба. Только вид у неё какой-то
«БУ-шный» - бывают и более аккуратные!
- Народ толпился у паровоза и заходил посмотреть. Ну и я зашёл, конечно!
Подробно пофотграфировать не успел, разумеется. Вот арматура котла:
- На левой стороне паровоза находятся винтовой реверс (в кадр вошла
только его шкала) и тормозной кран.
- Одновременно со мной зашёл ещё какой-то
мужикджентельмен, который не отказал мне в любезности сфотографировать меня на мой же фотоаппарат.
- На морде у паровоза нр 45407 висит гордый шилд
«
The Jacobite ».
- Сойдя с поезда, я пошёл осматривать город Маллейг. Это город-порт
местного значения, с которого отправляются паромы на острова
Внутреннего и Внешнего Гебридских архипелагов. Остров
Скай как раз относится ко Внутренним Гербридам.
- А на этом крупном пароме я как раз должен был за 30 минут переправиться
во-о-о-он туда на остров в дымке. До острова Скай из Маллейга - рукой подать!
Однако в день вылета я выяснил, что автобус, на котором я должен был
доехать из порта на острове до моего guest house-а, перестал
существовать. Так что пришлось срочно менять планы, и отход корабля
я наблюдал с берега.
- Пока я ходил смотреть порт, железнодорожники переставили поезд на другой
путь. Не знаю, чем вызвана такая сложность технологического процесса работы
станции, но и дизельный, и ретро-поезд принимают на один и тот же путь. Дизель
отправляется с того же путя, а поезд с паровозом переставляют на другую сторону
единственной платформы
- В то время, когда паровоз прибывает в Маллейг, из Форт Уильяма вслед
как раз выходит регулярный дизельный поезд. По прибытию дизеля в Маллейг
отправляют паровоз. А сегодня дизельный поезд опоздал на 12 минут, так что
мне пришлось долго его поджидать!
- До места, где было удобно фотографировать поезда, от вокзала идти около
2 км . Оттуда ещё открывается вид на море. А что самое милое, если немного подняться вверх по скале, можно усесться на скамеечке и отдохнуть с дороги!
- После того, как я наблюдал с берега отход корабля на остров Скай, я
тоже
«с берега» наблюдал и отправление поезда обратно в Fort William. На самом деле, так и было задумано! У поезда свои дела, у меня теперь - свои, и на ближайшие три дня поездок на поездах не предполагалось...
Необычный шотландский топоним Sound имеет скандинавское происхождение. Восходит к скандинавскому Sund, что означает очень-очень большой залив. Или очень-очень широкий фиорд.
Обилие скандинавской топонимики в Шотландии объясняется тем, что викинги достаточно долго властвовали на этих землях с XI по XIV века, а самыми отдалёнными из островов - аж до XV столетия!.
Могу посоветовать ещё почитать:
- Про паровозики в Уэльсе
- Про моё посещение Эдинбурга - для тех, кто ещё не читал. Из Эдинбурга я сюда приехал
- Про моё посещение озера Лох Несс и города Инвернесс. Именно туда я поехал из этих мест
- Про паровозики в Англии
- Поездами по Британии - страница про поездки между всеми этими местами
- Про железную дорогу в Йокиойнен, в Финляндии - для тех, кто желает продолжения паровозной тематики