Гуамское ущелье
Поездка состоялась 22 октября 2017 года.
Важно: с тех пор, как автор был в этих местах, что-то могло измениться как в лучшую сторону, так и наоборот.
Когда-то через Гуамку проходила ветвь Апшеронской узкоколейки, однако постепенно она приходила в упадок. И со стороны гор Адыгеи пути разобраны ещё в Стране Советов, и участок Самурская - Гуамка разобран чуть позже. Оставался изолированный перегон Гуамка - Мезмай, но после оползня 2011 года и этот перегон непригоден для движения поездов. Разобрать оползень можно исключительно вручную: хоть сколько-нибудь мощную технику к зоне производства работ не подогнать. В интернете можно найти фотографии из тех времён, когда станция Мезмай ещё работала, и было движение поездов. В наши дни оставшаяся станция Гуамка и уцелевший фрагмент перегона стали частью туристического аттракциона.
- малый
- большой
- Пока мы проснулись и позавтракали в Гуамке, солнце начало
подниматься над горами, а значит нам пора собираться в путь
к дальнейшим приключениям!
- На хуторе Гуамка тоже разноцветная осень.
- От былых времён при станции остался разворотный треугольник,
однако теперь он используется лишь для отстоя подвижного состава.
Догадываюсь, что вагоны ПВ40 (они же
48-051 )когда-то ездили до Мезмая, а теперь непонятно, когда им суждено отправиться в следующий рейс; а тепловозик ТУ8 с грузовой платформой периодически выезжает на ремонт путей
- Расположенный в начале ущелья, хутор Гуамка давно
обзавёлся гостиницами и гостевыми домами. При ближайшей
к ущелью гостинице имеется информационный стенд.
- Часть пути по ущелью туристам, мягко говоря, настойчико предлагается
преодолеть на поезде, и также настойчиво предлагается не ходить
вдоль путей. Будем ждать прибытия поезда с предыдущего рейса.
- В ожидании поезда выйдем на берег Курджипса.
- Ущелье вообще является частью каньона реки Курджипс, и сохранившийся
участок узкоколейки тоже был построен на полочке, вырубленной
высоко в скалах.
- Из ущелья показывается тепловозик ТУ8 с открытыми
вагонами.
- В ущелье поезд теперь поедет вперёд вагонами. Хвостовой вагон
оснащён ветровым стеклом, на которое смотрит камера. В кабине
у машиниста монитор показывает, что происходит на путях
перед поездом.
- Путь уложен на полочку, над путём нависают скалы. Состояние
пути ощутимо лучше, чем
на «большом»
участке, однако скорость движения по нему тошнотворно низкая.
Полагаю, это мотивировано тем, что автоинформатор очень долго
рассказывает о местах, по которым едет поезд.
- Едем вдоль каньона Курджипса. Как видно, некоторые посетители всё же
умудрились забраться на смотровую площадку у путей.
- Если заглянуть на дно каньона, обнаружим там утонувший тепловоз.
Поднять его нереально! Вернее говоря, может быть,
как-либо по частям и можно было бы поднять машину, но это уже давно бессмысленно.
- Туристический поезд проезжает
до о.п. 1707 – именно столько метров до конца окончательно отремонтированного участка (и до одноимённого кафе, ага). Дальше этот поезд с автоинформатором не идёт.
- Поезд с открытыми вагонами дальше не идёт, однако
(за отдельную плату) идёт дрезина Зина! Впрочем,
на этом участке совершенно никто не будет возражать против того, чтобы
туристы гуляли вдоль путей пешком.
- Для отстоя дрезин предусмотрен тупичок, к которому ведёт
ручная стрелка. Привод этой стрелки примечателен грузом: здесь не гиря,
а куски рельса!
- Сразу
за о.п. 1707 можно переправиться по тросу на другой берег реки (за отдельную плату). Судя по карте, там можно дойти до гротов и Монахова урочища. А можно просто идти дальше вдоль путей и каньона по левому берегу.
- Во время прогулок, важно разойтись с «Зиной»,
которая курсирует туда-сюда.
- На скалах закреплена и табличка, запрещающая кататься
на велосипеде.
- Каньон Курджипса
- Имеются в каньоне и гроты.
- Местами путь отходит подальше от обрыва.
Где-то даже вырубали в скалах столбы.
- Даже для дрезины Зины есть такой забор, за который
она не заезжает.
- Фронт работ по ремонту путей медленно продвигается.
Кое-где у путей можно было обнаружить бетономешалки, где-тоиз-под путей землю смыло, и не рельсы держатся на шпалах, а шпалы держатся за рельсы. Когда–нибудь и это исправят!
- Скалы за разноцветным лесом
- Периодически за лесом можно разглядеть, как по путям
курсирует извечная дрезина Зина
- Можно отыскать спуск к Курджипсу...
- В конце концов, пути выходят к месту оползня 2011 года.
Когда-нибудь его разберут, быть может.
- Пути у оползня разобраты, сюда даже прогулочная дрезина
теперь не доезжает.
- В скалах местами бьют родники, подпитывая горные реки. Кстати,
Курджипс с адыгского языка так и переводится –
Горная река!
- В Гуамке туристов готовы катать (за отдельную
плату) не только узкоколейные поезд и дрезина. Также
туристов с охотой завезут в горы на джЫпах.
У меня сложилось стойкое ощущение, что эти самые джЫпы
как раз и довели дорогу до такого состояния, в котором
только они сами и могут проехать.
- С высоты гор видно далеко...
- Если не ошибаюсь, именно эта скала носит наименование
«Профиль Ильича», только чтобы его как следует разглядеть,
смотреть нужно со стороны Мезмая.
- С другой смотровой площадки видно тот самый
о.п. 1707 , дальше которого не едет экскурсионный поезд, и где можно пересесть на дрезину.
- Судя по ко́ням, туристов всё-таки могут ещё и
на лошадях покатать по горам.
- Есть и такая площадка, с которой открывается вид
на хутор Гуамка.
- Ещё несколько видов со смотровых площадок. Эта сосна появляется
в фотоотчётах почти всех, кто побывал в этих местах!
- Говорят, в особо ясную погоду на горзонте можно разглядеть
и город Апшеронск! Но почти всегда он скрыт в ды́мке.
Именно поэтому и в этот раз Апшеронск не разглядеть.
С.П. Королёв, конструктор космических аппаратов.
Могу предложить продолжить чтение:
- Апшеронская
УЖД –
когда-то две узкоколейки были единой