Музейная железная дорога в Йокиойнен
К сожалению, про последнюю 750-мм дорогу Финляндии, ставшую замечательным музеем, на русском языке написано исчезающе мало. Я постараюсь хоть немножко это исправить. У музейной железной дороги (не путать с железнодорожным музеем) есть свой сайт на финском и английском языке: JokioistenMuseoRautatie.fi
Железная дорога однопутная, протяжённостью 14 км, радиосвязью с поездом не оснащена, средствами СЦБ тоже. На железной дороге расположены три станции (в порядке с юга на север):
- Jokioinen - Два пути. До этой станции можно доехать автобусом от города Форсса, до которого, в свою очередь, можно доехать автобусом из Хельсинки - такая дорога немного быстрее и прямее, чем железная
- Minkiö - Три пути. Здесь расположено депо, сувенирная лавка на вокзале, особенный почтовый ящик (см. ниже)
- Humppila - Два пути. Эта станция примыкает к станции Humppila «большой» железной дороги, что позволяет доехать до этих замечательных мест на поезде из Турку или Тампере (можно из Хельсинки с пересадкой в Турку или на станции Тойяла на полпути в Тампере). Когда железная дорога стала музейной, перегон Humppila - Minkiö был разобран и затем восстановлен силами музея!
- Поезд едет от станции Humppila в сторону станции
Minkiö
- Мост через реку Jänhijoki на перегоне
Minkiö - Jokioinen, недалеко от станции
Minkiö
- Поезд движется в сторону станции Jokioinen
- Под мостом речка, в ней плавала во-о-от такая рыба! Правда, пока
доставал фотоаппарат, рыба успела уплыть. Когда ехали с поездом, надеялся
снова поймать рыбу. Но на фотокрючок попались только лодки с местными
жителями
- А это здание станции Jokioinen
- Поезд прибывает на станцию Minkiö
- Железная дорога проходит через поля. И там пасутся овцы
И лошади
- Поезда по железной дороге ездят с установленной скоростью 25 км/ч.
Впечатляющая скорость!
- Прибываем с поездом на станцию Minkiö. Станция
забита поездами: два уже стоят на путях, мы прибываем на третий, последний,
путь
- В ходу было два поезда. А по самой станции Minkiö
паровоз весьма почтенного возраста (более ста лет!) катался с одним вагончиком,
катая пассажиров от перрона станции до площадки у депо
- Вообще финны любят качать воду даже после того, как просвистят в
свисток паровоза. А в этот раз в инжектором что-то не заладилось, и
помощник долго и упорно пытался закачать воду, но инжектор всё не
присасывал. Они ещё два рейса успели сделать с вагоном по станции, прежде
чем справились с упрямым инжектором!
- С музейной железной дороги можно послать открытку по почте. Открытки
можно купить на вокзале Minkiö. В Европах, в отличие
от России, можно без проблем купить почтовые марки где угодно, в том числе
и прямо вместе с открытками! А вот туристам, прибывающим в Россию, к сожалению,
сложнее. Впрочем, даже в Финляндии определённо стóит носить с собой
небольшой запас марочек.
- Почтовый ящик находится там же на станции. На сайте музейной
железной дороги обещают спецгашение для корреспонденции, опускаемой в
ящик на вокзле Minkiö и в почтовом вагоне (ходит
в составе одного из поездов)
- И действительно, пришла открытка с оттиском красивого штемпеля
спецгашения!
- Журнал движения поездов на станции Minkiö
- Раз в год, под закрытие сезона, проводят покатушки ночью! Зажигают прожекторы и буферные огни. Совершенно потрясающее зрелище! Ночью железная дорога выглядит совершенно иначе, в свете прожекторов паровозов. Особенно глубокой ночью, когда солнце светит уже где-то над Америкой, а над Финляндией темно. Светит только луна и звёзды (если небо безоблачное). Потому праздник и называется «Поезд звёздного света» («Star Light Train»). В середине сентября воздух уже прохладный - особенно ночью - а земля ещё тёплая, поэтому над дорогой висит густой туман. Непередаваемая красота!
- Газовый буферный фонарь на паровозе
- Хвостовые огни на вагоне. Керосиновая лампа!
- Ночные манёвры. Обгоняют паровоз вокруг состава по станции
Jokioinen
- И если погода позволяет (в 2014 году позволила), устраивают пышный
фейерверк на станции Minkiö
- Добавлено летом 2016 года
- В начале декабря происходят единственные за зимний период покатушки:
«Joulupukin juna»
(фин. поезд финского Дедушки Мороза),
Я намеренно не называю рождественского финна Санта Клаусом, т.к. пожилой финн до сих пор имеет национальные отличия от европейского и русского коллег, т.е. это будет грубой ошибкой; а написание русскими буквами слова Йоулупукки мне кажется ужасно чудны́мво время которых на линии работает один поезд на паровой тяге. Увы,
5 XII 2015 в провинцииKanta-Häme (а Йокиойнен и вся линия находится как раз вКанта-Хяме ) снега совсем не было. Поэтому я наблюдал прибытие поезда на станцию Minkiö в такую осеннюю погоду...
- Вероятно, станция Humppila вмещает меньше вагонов, чем
станция Jokioinen, поэтому перед тем, как уехать на
снабжение водой и дровами, паровоз сделал манёвры по снятию с головы поезда
одного вагона. Душераздирающий кадр: вагон с детьми без сопровождающих
взрослых стоит в чистом поле на запа́сных путях
- На станции Minkiö всем пассажирам,
купившим билет, наливали глёг
(ссылка на страницу в Вики),
а маленьким пассажирам наливали сок. Пью глёг на перроне, пока паровоз делает
манёвры и снабжается водой и топливом
- Как только что было упонянуто, зимняя покатушка называется
«Joulupukin juna»,
ja junassa on Joulupukkiи в поезде присутствует финский Дед Мороз. Ходит по вагонам и поздравляет пассажиров с наступающими праздниками. А самых маленьких пассажиров ещё и угощает сладостями!
- Добавлено в декабре 2016 года
- В декабре 2016 года я снова посетил эту железную дорогу. В этот раз был
хотя бы небольшой слой снега! Вот по станции Jokioinen
паровоз обгоняют и снабжают водой
- Финский Дед Морой присутствует при прицепке паровоза к поездку
- Кстати, в некоторых пассажирских вагонах есть отопление!
Дымятся печки в таких вагонах, и в них ехать комфортнее. Угадайте, в каких
вагонах было особенно много пассажиров?
- Кстати, на парковке перед станцией Jokioinen машин было
достаточно много:
- На парковке перед станцией Minkiö машин было
ещё больше!
- В вагоне III класса предусмотрена бутыль с водой
и пара стаканов для пассажиров!
- Как и в 2015 году, в 2016 на новогодние покатушки собралось очень много
народу (в 2015 году, согласно информации на сайте, было продано 1700 билетов,
а в 2016 - 2500 билетов!), и мест в вагонах
катастрофическикатегорически не хватало. Повезло тем, кто ехал внутри вагона - хотя бы и без отопления!
- Мне, например, нашлось место только на улице, вернее на переходной
площадке вагона!
- Вот и мой билет проверяют на улице, прямо во время движения поезда
- Проезжаем переезд недалеко от Minkiö
- Перед следующим отправлением из Minkiö
в Jokioinen что-то незаладилось с правой машиной паровоза.Пан механикмашинист затеял мелкий ремонт машины перед отправлением
- Фото шильдиков на вагонах. Этот вагон, например, построен
в Англии в 1899 году (год открытия дороги в Йокиойнен)
- А другой вагон построен в 1911 году в Хельсинки
- А вообще говоря, на 2016 год было заявлено, что в ходу будут два поезда,
и оба будут курсировать от Humppila до
Jokioinen. В итоге не получилось. Вот он - второй поезд:
всего 2 пассажирских вагона и один почтовый
- В голове второго поезда стоял финский мотовозик
Move 21 . Эти105 л.с. общей массой13,5 т еле-еле затащили три вагончина по обледенелым рельсам на подъём перед станцией Humppila, и расписание, увы, было сорвано...
- Кроме того, я совсем забыл показать моим читателям, какой модный флюгер
установлен на вокзале в Minkiö!
!!! ВНИМАНИЕ !!!
В декабре 2016 г. заветного почтового ящика на фасаде вокзала Minkiö не было. С тех пор, к сожалению, я не был на этой железной дороге и не знаю, повесилили ли его обратно. В январе 2018 г. на сайте железной дороги упоминалось наличие этого ящика. Если Вы посетили эту железную дорогу не недавнем прошлом, пожалуйста, любым доступным способом сообщите мне о наличии или отсутствии этого ящика!
В декабре 2016 г. заветного почтового ящика на фасаде вокзала Minkiö не было. С тех пор, к сожалению, я не был на этой железной дороге и не знаю, повесилили ли его обратно. В январе 2018 г. на сайте железной дороги упоминалось наличие этого ящика. Если Вы посетили эту железную дорогу не недавнем прошлом, пожалуйста, любым доступным способом сообщите мне о наличии или отсутствии этого ящика!
На этом заканчивается рассказ про музейную железную дорогу в Йокиойнен. Могу предложить почитать:
- Про паровозики в Уэльсе - там тоже есть живописная узкоколейка!
- Про паровозы в Англии
- Про паровозики в Шотландии - если хочется продолжения паровозной тематики