Планы покорения Шотландии и Уэльса
По идее, от прочтения этой страницы читатель должен испытать сильное желание поехать вслед за мной. Или со мной. Или хотя бы куда-нибудь.
Хочу увидеть пейзажи Шотландии, потом гораздо более южные горы Уэльса. Уверен, мои читатели теоретически подкованы настолько, что не будут называть моё путешествие поездкой в Англию (в Англии я уже был, но мне показалось мало, и когда-нибудь я обязательно нанесу повторный визит, впрочем, и в этот раз тоже зацеплю). Шотландия до XVII века была вполне самостоятельным королевством, которое затем было присоединено к Англии... Впрочем, историческую справку напишу уже когда вернусь из путешествия, ладно?
Те, кто меня хорошо знают (и те, кто здесь недавно, но успели немножно побродить по немногочисленным страницам сайта), уже догадались, что не покататься на паровозах во владениях Её Величества я не могу - иначе я буду не я. Кроме того, раз я еду в Шотландию в первый раз, не могу не посетить воды озера Лох Несс. А дальше - дальше тоже есть масса планов
Так как дальше внизу идёт достаточно длинное описание с картинками, сначала будет содержание - оно же географическая справка
- Эдинбург. столица Шотландии
- Strathspey Railway, город Авимор. Катаемся на паровозах
- Озеро Несс. Самое знаменитое озеро!
- Абердин. Третий по величине, древний портовый город
- Переезд из Шотландии в Уэльс. Длинный и утомительный
- Аберистуит. Город в Уэльсе, паровозная узкоколейка.
- Кардиф. Столица Уэльса
- Бристоль. Город на западе Англии
- Лондон, например.
Из определённостей, я имею:
- Авиабилеты 4 мая в Лондон из Петербурга и 14 мая в Петербург из Лондона
- Забронированы места проживания вдоль всего маршрута
- Абонемент InterRail Global Pass 10 дней из 22, 7 из которых будут истрачены в UK. С одной стороны, это мне позволяет забыть о таком досадном качестве поезда, как цена проезда на нём. С другой стороны, мне теперь нужно ездить именно поездами, а не автобусами или самолётами, так как деньги на проезд уже истрачены и пошли на пользу железных дорог - теперь железные дороги должны поработать для моей пользы и удовольствия.
- Получается ещё и путешествие во времени. Из-за разницы в часовых поясах,
я буду вполне бодр ранним утром (когда в Великобритании
07-00 , в Москве уже09-00 ), а за 10 дней, как показала практика, биологические часы даже не пытались перестроиться на новую местность. Зато когда по местному времени всего лишь22-00 , в Москве уже00-00 , и меня будет настойчиво клонить в сон. Поэтому можно не бояться ранних выездов, но после21-00 желательно ничего не планировать.
- ВТ 05.05 Переезд в Эдинбург
- Вечером предыдущего дня самолёт сядет в Лондоне. Оттуда надо ехать
в Шотландию, знакомство с которой я хочу совершить, а вернее начать.
Предстоит проехать по следам инженера Грэзли. Чем так выдался
сэр Найджел Грэзли? Этот инженер-паровозник, работая на Лондон-Северо-восточной-Железной Дороге (London and North-East Railway - LNER), разработал паровоз LNER Class A4 - машина этого класса поставила мировой рекорд скорости для паровозов - 126 миль в час (около 202,7 км в час!) А вообще от Лондона до Шотландии (Эдинбург, Глазго) есть два пути: по западному побережью и по восточному. Один путь более длинный, второй отличается более перевалистым профилем пути - а железная дорога требует настолько горизонтального пути, насколько это в принципе достижимо. В таких условиях водить поезда-экспрессы - дело крайне неблагодарное. Но ведь западные конкуренты вечно пытаются тебя обогнать и переманить всех твоих пассажиров. Так что чтобы показать, кто здесь самый лучший перевозчик, кроме самого вкусного вагона-ресторана и свежей прессы, надо иметь и самые скоростные паровозы...
- Из Лондона до Эдинбурга поезд едет 4-5 часов.
Важно не попасть на Peak time на железной дороге.Оказалось, абонемент InterRail настолько крутой, что позволяет кататься даже в peak-time!- Отправление из London King's Cross в 10-00, прибытие в Edinburgh Waverley в 14-20
- Либо отправление 11-00, прибытие 15-18
- Расчётное время рассвета в Эдинбурге
04-20 . Расчётный закатв 19-58 - Guest house расположен достаточно далеко от вокзала: целых 5 км. Но в городе ездит множество городских автобусов, и за отдельно взятые £1.50 (цена single ticket - уточнял на сайте городского транспорта в марте 2015) автобус домчит за 15 минут до нужного места. Либо можно пройти эти 5 км, но лучше потратить время более благоразумно и ходить пешком среди интересных мест в более центральной части города.
- Позаимствую из Википедии изображение Эдинбурга. Надеюсь, не обидится,
тем более что кликнув на картинку, попадёшь как раз в сами Вики - не
поленюсь ссылочку прописать:
Большинство интересностей компактно расположены в Старом городе.- Вокзал Edinburgh Waverley был открыт в 1846 году. Сейчас там 18 пассажирских платформ, огромное здание, с которого начинается знакомство с городом. Здание вокзала и трасса железной дороги проходят по границе Старого города и Нового города
- Памятник шотландскому писателю и поэту сэру Вальтеру Скотту. Внутри памятника ещё и скульптура поэта есть. А за отдельно взятые £4 можно подняться на смотровую площадку на вершине монумента и оттуда увидеть всю центральную часть города. Находится рядом с вокзалом
- Edinburgh Castle находится тоже совсем рядом с вокзалом.
Строение простояло более тысячи лет, и до сих пор пребывает в неплохом
состоянии - для замков с многовековой историей это так нетипично!
А вот за посещение этого замка с много-многовековой историей хотят £16.50
Стащу из Вики вид на Эдинбургский замок с вершины монумента Вальтеру Скотту:
- Совсем страшная легенда гласит, что девочку Мэри Кинг замуровала в комнате собственноручно её мать. А девочка была больна чумой, и даже если в 1644 году она не осталась бы навечно в комнате, то наверняка не прожила бы дольше...По дороге от замка к вокзалу находится подземная улица Mary King's Close. Улица стала подземной при постройке нового здания, часть домов стала фундаментом. Легенда гласит, что в одном доме была замурована девочка Мэри Кинг, неупокойная душа которой до сих пор пугает проходящих туристов - по всей видимости, воет и всхлипывает, цепи-то девочкам-приведениям не полагаются. Или я слабо владею материалом по теме призраков? У улицы есть свой сайт (http://www.realmarykingsclose.com), за сеанс делания мне нервов хотят £13.25. По всей видимости, не дождутся меня там. Ну не любитель я таких ужасов, не любитель...
- Здание парламента там рядом тоже. В принципе, гости
города, как и жители, могут поприсутствовать на собрании. Вход бесплатный,
да ещё и бесплатный тур. Вот только вход открыт
с 10-00 по 16-30 . - Эдинбургский музей тоже радует бесплатным входом, но не радует режимом работы, не рассчитанным на то, что в Эдинбург приедут дневным поездом и следующим утром уедут...
- Scotch Whisky expirience по описанию, атмосфера тут
строго академическая, дегустируют очень профессионально и после длительной
лекции о процессе производства сего благородного напитка. Собственно говоря,
дегустировать они там будут без меня, но я отмечу, что знаю про существование
такого места в шотландской столице. А если интерес состоит не в том, чтобы
прослушать длительную лекцию об истории виски, а в том, чтобы скорее уже
ощутить последствия
злоупотребления на своей голове, то в этом случае рекомендуют налегать более на питейные заведения, нежели на это. - Улица Royal Mile проходит от Эдинбургского замка и
до здания Парламента. В середине улицы можно увидеть Собор святого
Джайлса, первое здание которого было поставлено аж в 1243 году.
Стащу из Вики вид на улицу
- К сожалению, из-за своего режима работы королевская яхта Британия будет стоять непосещённой. Служа Её Величеству более 40 лет, яхта прошла более миллиона миль! На ней королева даже нанесла визит в США! Вот только если прямо с поезда я поеду на северо-восток от вокзала, то прямо у меня на глазах закроют для посещения яхту. Остаётся печально вздохнуть и немного позавидовать Её Величеству.
- А ещё в Эдинбурге есть зоопарк, который знаменит Эдинбургским Парадом Пингвинов. В общем, Эдинбург определённо требует для знакомства визита хотя бы на два-три дня.
Слышал я, что настоящий Скотч - который виски - отличается от виски прочих стран тем, что настаивается не в какой попало таре, а обязательно в дубовых бочках. И не просто бочках, а обязательно из-под хереса! - СР 06.05 Посещение Strathspey Railway
- Паровозная железная дорога между городами Глазго и Инвернесс, уже ближе к Инвернессу. В Инвернессе я буду чуть позже. А расположение города примечательно тем, что он находится в устье (гаэль. Inver - устье) реки Несс (гаэль. Ness), выше по которой находится озеро (гаэль. Loch - озеро) Несс. А ещё дальше уходит Каледонский канал, соединяющий два моря и четыре Лоха. Между прочим, есть маршрут для пешеходной прогулки от города Fort William до Inverness - это Great Glen Way длиной 73 мили (118 км). Рекомендуют идти именно на север, в надежде на преимущественно попутный ветер. Это путь длиной 4...6 дней, проходящий через малозаселённые местности. Не знаю, сколько человек каждый год предпринимают такой поход. Но не имея попутчиков, о подобной прогулке в этот раз я даже не помышляю. Впрочем, никто ведь не запрещает вспомнить о Великой Долине (гаэль. Glen - долина) на старости лет.
- Паровоз отправляется в 10-30, 12-30 и 14-45. Каждый рейс длится 1 час 35 минут, то есть возвращения в 12-05, 14-05 и 16-20 (если не ошибся в подсчётах времени)
- Отправление из Edinburgh Waverley
в 08-33 , прибытие в Aviemoreв 11-18 - Отправление 09-33, прибытие 12-44 (пересадка по станции Perth)
- Отправление 10-36, прибытие 13-26 - самая поздняя возможность успеть на рейс.
-
Расчётное время восхода в городе Инвернесс
04-13 . Расчётный закатв 20-13 - Фотографию паровоза Caledonian Class 812 № 828 я позаимствовал
с сайта железной дороги: www.strathspeyrailway.co.uk.
Надеюсь, они не будут на меня в обиде.
- Осматриваем данную железную дорогу
- Фотографируем подвижной состав
- Если позволит погода и населённость поезда, постараться сфотографировать
все три станции. Эти два фото позаимствовал у них же на сайте. Виды со станции
Boat of Garten и Broomhill.
Как я позже узнал, есть ещё более протяжённые паровозные железные дороги, но посещая эту, я всё равно не оказываюсь в проигрыше. Во-первых, это здесь пыхтит и трудится самый старый действующий паровоз Шотландии (1899 год постройки у машины Caledonian Class 812 за номером 828). Во-вторых, и здесь красивыми пейзажами меня не обделят.
Сейчас железная дорога занимается прокладкой путей до станции Grantown, до которой когда-то ходили ещё первые поезда, и которая пострадала от удара топором Бичинга. На пути будущей железной дороги находится река Dulnain, через которую требуется соорудить весьма солидный мостик. В этом деле им помагала компания Colas Rail - французско-британская компания по ремонту и содержанию дорожной инфраструктуры. Вклад Colas Rail состоял в том, что они пригнали свой кран Kirow 1200 - единственный в стране кран, способный установить такое пролётное сооружение моста. Так что рано или поздно и эта железная дорога пополнится на 4.2 мили (6,7 км) и одну станцию! Фото в процессе установки моста взято у них же на сайте.
- Отправление из Aviemore
в 14-39 , прибытие в Invernessв 15-23 . - Отправление 16-19, прибытие 16-54
- Отправление 17-44, прибытие 18-21 в том случае, если приедем с третьим рейсом из трёх
- Отправление из Aviemore
- Ночёвка в Bed & Breakfast-гостинице в полукилометре от вокзала Inverness - это нетрудно дойти пешком. Направление я знаю, надо будет уточнить названия улиц, и останется только выйти из поезда и дойти!
- Во всём UK, этот населённый пункт самый северный из тех, которые имеют
статус Сити. В самом Инвернессе можно увидеть:
- Инвернесский замок, построенный в 1847 году на месте средневекового замка, взорванного в ходе революции. Сейчас там находится суд, поэтому обозреть его можно только снаружи. Более того, надо делать всё возможное, чтобы не увидеть замок изнутри!
- Ship Space находится подальше, и открыт только
до 15-00 . Интерактивный музей, где можно увидеть модель «Титаника» в масштабе 1:10 или порулить батискафом. Должно быть очень интересно, но время работы явно не расчитано на путешественников, прибывающих со Strathspey Railway и на следующий день уезжающих в круиз по Лоху - Можно обойти Старую Церковь, она находится недалеко от вокзала.
- ЧТ 07.05 Посещение озера Лох Несс
- Пожалуй, самое знаменитое озеро не только в Шотландии, но и во всём
мире. Длина озера 23 мили (37 км), в самом широком месте имеет ширину 1.7 мили
(2,7 км). Это не самое большое озеро (Лох Ломонд побольше будет), не самое
глубокое (Лох Морар глубже прочих шотландских Лохов). Но здесь живёт
симпатичный древний плезиозавр. Или не живёт. Вот в чём надо разобраться лично!
А даже если выяснится, что никаких динозавров в Лохе не водится, на берегу
озера есть замок Аркарт, построенный в XIII веке. Правда, в наши
дни там уже развалины. Но и развалины внушительные!
Wikitravel категорически советуют не полагаться на городские автобусы (больно редко ходят), а уехать в круиз с туристическими автобусами или теплоходами.
- Круиз начинается
в 10-15 у автовокзала Inverness, возвращаетсяв 17-15 . - Прогулка по Лох Несс и его окрестностям обещает:
- Водная прогулка по Лох Несс (до середины озера) и захватывает небольшую часть Каледонского канала на севере
- Даётся целых два часа полазить по развалинам замка Аркарт
(Urquhart Castle). Позаимствую в
Wikitravel изображение замка
Аркарт.
- Обещают показать и музей Лохнесского чудовища
- Затем круиз наносит визит в деревню Corrimony. Деревня примечательна древним каменным сооружением, местом захоронений. Стащу фотографию с explore-inverness.com .
- А ещё оператор этого круиза пишет, что на теплоход поставили сонар, и стало ещё удобнее искать доисторического плезиозавра
- Ночёвка в той же Bed & Breakfast-гостинице. Это моё самое длительное проживание за поездку - больше нигде я не задерживаюсь на две ночи подряд.
- ПТ 08.05 Посещение города Абердин
- Третий по величине город Шотландии, на реках Ди (Dee) и Дон (Don). Крупный
портовый город. Кстати, держите ссылку на
шотландскую Википедию.
Для тех, кому не охота, приведу оттуда пару фраз: «Aiberdeen
is Scotland's thrid maist mukkil ceitie, wi a population o 212,125.
It is the cheif toun an port i the north-eist o Scotland. It haes the eik-name
o Ayl Caipital o Europe thanks til the mukkil supplee o crude ayl in the
German Ocean (or North Sie). It ligs on a bey on the coast o the German
Ocean, atwein the mooths o the rivers Don and Dee. Forby thon Aiberdeen
is ane o the 32 cooncil auries o Scotland, offeecialie kent as the Ceety
o Aiberdeen.». В общем, будет трудно!..
В интернетах пишут, что если путешественник тактично и вежливо даст понять
шотландцу (валийцев тоже касается), что понимает его с большим трудом, последний
с удовольствием перейдёт на английский язык. Впрочем, вежливый путешественник
тоже постарается хоть немного заговорить на языке местных:
- Aye - Да
- Na - Нет
- Fit like? - Как поживаете?
- Nae bad! Yersel? - Хорошо. Сам как?
- Fit? - Что?
- Fa? - Кто?
- Far? - Где?
- Fan? - Когда?
- Tea - Ужин, либо любая выпивка от чая до виски
- Far aboot ye hoose? - Откуда ты? (вопрос Where are you from? в UK стал сродни вопросу How do you do? и допускает вежливую улыбку и только втречный вопрос в ответ)
- Расчётное время Восхода
04-04 , расчётный закатв 20-05 - Планируемое отправление из Inverness
в 09-00 , прибытие в Aberdeenв 11-25 - Отправление
10-57 , прибытие13-13 - запасной вариант
- Планируемое отправление из Inverness
- Морской музей открыт
с 10-00 до 17-00 , вход бесплатный, находится рядом с вокзалом. - Здания в центре города. Знамениты на всю Великобританию полированным Абердинским гранитом, массивные вкрапления слюды в который заставляют его блестеть на солнце как серебро
- Абердинский пляж в хорошую погоду - излюбленное место
для прогулок у абердинцев и гостей города. Стащим фото из Википедии:
- Old Aberdeen находится далеко на север от вокзала (пока Бичинг не начал размахивать своим топором, рядом был свой вокзал, а от Абердина в окрестные деревни ходили поезда), где тоже есть что посмотреть
- Duthie Park на берегу реки Ди. Содержит крытый зимний
сад и японский садик вокруг. Стащу из Википедии пару изображений зимнего
сада: растущие бананы и просто интерьер.
- Парками и садами город не обделён!
- Морской музей открыт
- Планируемое отправление из Aberdeen
в 18-30 , прибытие в Broughty Ferryв 20-11 - Отправление
в 17-09 , прибытиев 18-35 - в том случае, если быстро надоест в Абердине или погода будет совсем ужасная.
Стащу из Wikipedia картинку здания станции:
- Планируемое отправление из Aberdeen
- Расчётное время восхода в Данди
(станция прибытия расположена практически в Данди)
04-02 , расчётный закат19-55 - Guest House расположен в полукилометре от станции. Шотландец меня уже с нетерпением ждёт. Пишет, сам бывал в Санкт-Петерберге - специально сохранил его шотландский акцент - и ему там очень понравилось. А ещё жаловался на жизнь, что как-то раз к нему собиралась целая группа туристов из Петербурга, но за неделю до предполагаемого заселения они отменили бронирование, т.к. не оказалось визы. Бурно радовался, когда я ему сообщил, что у меня может возникнуть десяток других причин не поехать, но не визовая!
- СБ 09.05 Переезд в Уэльс
- На этот день запланирован самый длинный, самый утомительный и больше всех других подвергнутый рискам переезд. Риск заключается в том, что в случае чего угодно может встать движение поездов на любом участке моего пути. Тут придётся уповать на удачу, что все сбои в движении поездов случатся, если вообще должны случиться, в какой-нибудь другой день и в каком-нибудь другом месте.
- Отправление из Broughty Ferry
в 07-41 , прибытие в Glasgow Queen Streetв 09-14 - Отправление
в 10-43 , прибытиев 12-46 - но это уже очень поздно!
- Отправление из Broughty Ferry
- Затем предстоит пробежка между двумя вокзалами в Глазго. Это
около полукилометра бегом. К сожалению, надо торопиться, и толком посмотреть
Глазго не получится. Но как я уже писал выше, две столицы Шотландии - они же
центральный пояс - уже напросились на мой повторный визит для знакомства
с этими двумя городами!
- Планируемое отправление из Glasgow Central
в 10-00 , пересадка по станции Wolverhampton13-33 — 14-42 , прибытие в Aberystwythв 17-23 - Отправление
в 10-40 , пересадка по Preston12-55 — 13-17 , пересадка по Crewe13-58 — 14-08 , пересадка по Shrewsbury14-43 — 15-27 , прибытиев 17-23 - Отправление
в 12-00 , пересадка по Wolverhampton15-32 — 16-42 , прибытиев 19-23 - Отправление
в 12-40 , пересадка по Preston14-55 — 15-17 , пересадка по Crewe15-58 — 16-08 , пересадка по Shrewsbury16-43 — 17-27 , прибытиев 19-23 - Отправление
в 14-00 , пересадка по Wolverhampton17-32 — 18-42 , прибытиев 21-24 - Отправление
в 14-40 , пересадка по Preston16-55 — 17-17 , пересадка по Wolverhampton18-31 — 18-42 , прибытиев 21-24
- Планируемое отправление из Glasgow Central
- Расчётное время восхода солнца в Аберистуите
04-29 , расчётный закат19-56 - Стащу с VisitWales.com картинку
в тему:
- Bore da - Доброе утро (Боре да)
- Prynhawn da - Добрый день (Принаун да)
- Nod da - Доброй ночи (Нос да)
- Crœso i Gymru - Добро пожаловать в Уэльс! (Крёсо и Гимри)
- Iechyd da! - Ура, Ваше здоровье, прочие тосты (Йечид да)
- Tafarn - Паб (Таварн)
- Diolch - Спасибо (Диолч)
- Da uawn - Замечательно! (Да иоун)
- Mæ'n heulog - Светит солнце
- Guest House расположен в полукилометре от вокзала и в двух минутах ходьбы от пляжа
- Вечером, если по какой-либо причине не получится приехать
в 17-23 , не получится посмотреть город. Но есть одно природное явление, которое, как пишут, путешественник обязан увидеть, приехав в Аберистуит. Это закат. Город Аберистуит расположен в центральной части побережья Кардиганского залива, имеет самые протяжённые пляжи, в водах живут такие китообразные, как морские свиньи, а далеко на западе находится Ирландия. В общем, закат должен быть не хуже, чем у нас на Финском заливе! И если получится, обязательно схожу посмотреть!
- Вечером, если по какой-либо причине не получится приехать
- ВС 10.05 Посещение Vale of Rheidol Railway, прогулка по Аберистуиту
- Насколько неспешно проходило путешествие по Шотландии, настолько же ловко придётся взять ноги в руки и бегом осматривать Уэльс. Сегодня первую половину дня предстоит заниматься тем, ради чего вообще ехал в Аберистуит: прокатиться с паровозиком. Придётся с тем же рейсом возвращаться обратно в Аберистуит, чтобы погулять по городу да успеть на поезд в Шрусберри.
- Конечная станция Aberystwyth находится рядом
с вокзалом Aberystwyth. В мае, не считая школьных каникул,
в ходу всего один состав, который делает два рейса в день.
- Отправление из Aberystwyth
в 10-30 , прибытие в Devil's Bridgeв 11-30 . Отправление из Devis's Bridgeв 12-30 , прибытие в Aberystwythв 13-30 - Отправление из Aberystwyth
в 14-00 , прибытие в Devil's Bridgeв 15-00 . Отправление из Devis's Bridgeв 16-15 , прибытие в Aberystwythв 17-15
- Конечная станция Devil's Bridge находится рядом с
одноимённым водопадом. У водопада есть свой сайт
devilsbridgefalls.co.uk, откуда
я стащу картинку с изображением водопада. Пришлось позаниматься
reverse-engineering-ом сайта, но картинку утащил, честно
написав, что позаимствовал у них и поставил на них ссылку. Так что поводов
плохо обо мне думать не должно остаться!
Немножко гордости за себя и уважения к валийцам: вытащить картинку было не так-то просто! Респект и уважуха валийским веб-разработчикам! Ну и я, выходит, чего-то стóю, раз удалось позаимствовать этот рисунок.
Чтобы прочувствовать, каково мне придётся из-за местного языка, держите стихотворение про валийские блинчики на валийском языке. Перевод на английский прилагается.
Os gwelwch chi'n dda ga i grempog?
Cew chithau de a siwgr brown
A phwdin lond eich ffedog
Modryb Elin Enog
Please may I have a pancake?
You can have tea and brown sugar
And your apron full of pudding
Auntie Elin Enog - Отправление из Aberystwyth
- Можно посмотреть Аберистуитский замок, вернее, уже развалины. Но опять же, сооружение было настолько капитальное, что до сих пор есть на что посмотреть!
- Можно ещё добежать до Aberystwyth University. До этих мест
от вокзала предстоит не очень короткая прогулка, однако древние мозаики на
витражах так и манят! Позаимствую картинку с
geograph.org.uk:
- Отправление поезда из Aberystwyth
в 17-30 , прибытие в Shrewsburryв 19-30 - Отправление
в 19-30 , прибытиев 21-25 - запасной вариант
- Отправление поезда из Aberystwyth
- Guest House при пабе в Shrewsburry находится практически через дорогу от вокзала. В соседнем доме (там ныне тоже гест-хауз) проживал Чарльз Дарвин. Не помню, чем точно меня не устроило это соседнее здание. Но полагаю, что отоспаться я уж смогу!
- ПН 11.05 Город Кардифф
- Покатавшись на валийских паровозах, спешим осмотреть и столицу Уэльса.
Заночевав на середине пути из Аберистуита в Кардиф, с утра продолжаем этот
путь. А вечером ночёвка будет в Бристоле - так будет легче осуществить
дальнейшие передвижения. Уэльс, как и Шотландия, раньше был самостоятельной
страной. Вернее, сначала Уэльс, как и Англия, был римской провинцией.
Завоевав Англию, Вильгельм Завоеватель так и не смог в XI
веке подчинить себе и Уэльс. Два королевства слились в одно к концу
XV века.
Древние валийцы, как и шотландцы, были представителями кельтских народов, только другой ветви. И язык сложился не менее своеобразный. Помните, говоря про Абердин, я давал ссылку на шотландскую википедию? Там язык хоть немного похож на английский. А вот в валийской википедии ещё более страшно находиться! Cærdydd. Prifddinas Cymru yw Cærdydd (Saesneg: Cardiff); hon yw dinas fwyaf Cymru a'r degfed mwyaf yn y Deyrnas Unedig. Dæth yn ddinas yn 1905 ac yn brifddinas Cymru yn 1955.
Обнадёживает только, что говорят, что здесь тоже с пониманием относятся к тому, что местный язык путешественники понимают слабо, и с готовностью переходят на английский.
- Планируемое отправление из Shrewsbury
в 09-40 , прибытие в Cardiff Centralв 11-37 - Отправление
в 09-15 , прибытиев 11-15 тоже возможно - Отправление
в 10-24 , прибытиев 12-11 - Отправление
в 10-39 , прибытиев 12-37 самый поздний из допустимых вариантов
- Планируемое отправление из Shrewsbury
- Кардифский замок был построен ещё в римские времена, однако
неоднократно был перестроен. Замок открыт для посещения
с 09-00 по 18-00 , за вход в замок хотят £12. Часовая башня стала одним из самых узнаваемых символов города. А ещё у них стоит действующий требюшет. - На берегу залива, чуть-чуть не доходя до места паломничества поклонников Doctor Who (честно, я даже понятия не имею, кто это такой), можно увидеть деревянную Норвежскую церковь. Там рядом ещё BBC Roath Lock находится
- Музей The Cardiff Story расскажет и покажет посетителям, как маленький рыночный городок вырос с XIV века до столицы. Посещение бесплатное, находится рядом с Кардифским замком
- Кардифский залив - надо дойти до него.
- Grangemoor park на берегу реки Или (Ely River). Выяснить подбробнее...
- Кардифский замок был построен ещё в римские времена, однако
неоднократно был перестроен. Замок открыт для посещения
- А ночевать уезжаю в Англию, в Бристоль. Там придётся ещё
проехать на совсем местном поезде до гостиницы.
- Планируемое отправление из Cardiff Central
в 17-30 , прибытие в Bristol Temple Meadsв 18-18 . - Отправление
в 18-00 , прибытиев 19-18 тоже годится. - Отправление
в 19-30 , прибыьтев 20-17 - самый поздний допустимый вариант
- Отправление из Bristol Temple Meads
в 18-47 , прибытие в Clifton Downв 19-01 - Отправление
в 19-33 , прибытиеи 19-45 - Отправление
в 20-34 , прибытиеи 20-48 - самый поздний разумный вариант.
- Планируемое отправление из Cardiff Central
- И там меня ждёт гостиница. Немножко дороже, чем предыдущие варианты проживания. Зато шикарные условия! Ванна в номере, свежий фруктовый сок и английские (Бристоль - это уже Англия!) булки. В общем, в гостиницу есть смысл поторопиться, и не совсем рано выселяться из неё!
- ВТ 12.05 Город Бристоль
- Гордо несёт неофициальное звание столицы западной Англии. Архитектура, Бристольский сидр, морская история, Клифтонский мост работы Изамбарда Кингдом Брюнеля - видного английского строителя, который потом ещё построит Great Western Railway и будет удостоин именного названия колеи - Брюнельская (2140 мм)...
- Расчётное время рассвета
в 04-25, расчётный закат в 19-48 - Планируемое отправление из Bristol Temple Meads
в 20-30 , прибытие в Reading Stationв 21-45 - Допускается отправление
в 20-41 , прибытие поездав 22-12 - Следующий поезд отправлением аж
в 21-51 , прибытиев 23-06
- Планируемое отправление из Bristol Temple Meads
- Ночёвка в городе Рэдинг, графство Беркшир.
- СР 13.05 Город Лондон, например
- Лондон находится недалеко от Рэдинга. Рано утром следующего дня вылетать, поэтому в шибко дальние края уезжать не буду. На самом деле, в Лондоне спокойно можно полмесяца гулять и ни на день тебя не покинут ощущения первооткрывателя!
- Первый peak-off поезд отправляется из Reading
Station
в 09-35 , прибытие в London Paddingtonв 10-02 - Отправление
в 09-38 , прибытиев 10-08 - Отправление
в 09-47 , прибытиев 10-15 - Отправление
в 09-56 , прибытиев 10-29 - Отправление
в 10-03 , прибытиев 10-31
В общем, возможностей уехать - масса! А если вдруг скоростные поезда до Paddington не ходят, то есть медленные деревенские поезда (со всеми остановками) до Waterloo.
- Первый peak-off поезд отправляется из Reading
Station
- Расчётное время восхода в Лондоне
в 04-11 , расчётный закатв 19-40 - В прошлое посещение, я так и не видел Трафальгарскую площадь. Будет возможность пополнить эту недостачу
- Мимо Букингемского Дворца, кстати, тоже ещё не ходил
- Койка в хостеле находится в 23 минутах езды
на поезде DLR до аэропорта. Концентрация народу больше, чем в плацкартном
вагоне, зато ну очень бюджетно...
В 06-10 уже планирую быть в аэропорту, и при таком раннем выселении сильно больше платить большого смысла не вижу...
Шотландская кухня изобилует названиями Deep fried... - во фритюте то есть. Жареное во фритюре мясо. Жареные во фритюре овощи. Жареные во фритюре потроха. И есть шотландское блюдо - жареный во фритюре батончик «Mars»! В разных местах я слышал две разные истории появления этого блюда.
Оба источника утверждают, что это блюдо появилось в результате шутки.
Один путешественник-шутник написал после поездки, что шотландцы живут настолько
бедно, что самое сытное блюдо на столе - это шоколадный запечёный батончик.
Все бы об этом забыли, да кто-то следующий, прочитав тот опус и оказавшись
в Эдинбурге, смеха ради спросил в кафе:
— А правда, что у вас тут едят шоколадные батончики в кляре?
Повар оказался тоже не без чувства юмора:
— Конечно! Сейчас и для тебя сделаю!
С тех пор действительно в Эдинбурге можно испробовать этот гастрономический
курьёз.
В другом месте говорится, что это в Абердине писали в газете, что шотландская кухня насквозь жирная и нездоровая, вообще порочная. В качестве яркого примера порочности писали, что в школе для детей жарят в кляре шоколадный батончик «Mars». Шутка удалась - газеты перепечатывали это известие друг с друга, и скоро вся Шотландия знала, чем кормят в школах. А в кафе и ресторанах массово появились... вы правильно догадались, ага! Впрочем, сейчас можно найти в меню некоторых заведений это блюдо, но многие сняли его с продаж. Одна из причин в том, что масло приобретает жуткую чёрную окраску после готовки таких блюд.
Откуда во владениях Короны столько мелких паровозных веток? В XIX в. было построено великое множество больших и малых линий, как проходящих через всю страну, перевозящих руду и уголь, стальной прокат, сельскохозяйственную продукцию, так и небольших веток по перевозке навоза из конюшни в соседней деревне. Эксплуатация железной дороги экономически целесообразна при значительных объёмах перевозок - не каждая конюшня в соседней деревне обеспечит требуемый объём отгрузки. А в 1950-м годам железные дороги Соединённого Королевства уже были национализированны, и эксплуатация таких веток приносила сплошные убытки. И тут свой след в истории оставил экономист доктор Ричард Бичинг, который внимательно изучал грузо- и пассажиропотоки, и пришёл к выводу, что половина всех станций приносит настолько ничтожную долю прибыли, что содержать их бессмысленно. Дальнейшее развитие событий осталось в истории Великобритании под названием «Топор Бичинга» (англ. Beeching Axe). Доктор Бичинг предложил закрыть все железные дороги, кроме нескольких магистральных направлений. Если бы планы были претворены в жизнь в полной мере, предстоящее путешествие по рельсам точно не состоялось бы! Однако часть линий, как социально значимых, финансируется из местных бюджетов (благодаря этому, из Инвернесса можно доехать до края Земли, города Тэрсо далеко на севере Шотландии). А много местных веток после закрытия на различной стадии демонтажа выкупили местные жители, и теперь на собственные средства ездят там паровозиками и восстанавливают пострадавшие от этого страшного топора пути. Пожелаем им успехов!
В Шотландии часто фигурирует название «Каледонский» (Caledonian). Так римляне назвали северную часть острова Великобритания. Между прочим, хоть Каледония - это и было латинское название, но предков шотландцев римляне так и не смогли завоевать. Сейчас это поэтическое название Шотландии.
Каледонская железная дорога, последний паровозик которой остался на Strathspey Railway соединяла Глазго и Эдинбург с сетью жж.дд. Англии. Уже к 1850 году железная дорога (в то время все они были частными) уже имела впечатляющую протяжённость. В это время в Российской Империи полным ходом шло строительство грандиозной Петербурго-Московской Железной дороги. Для сравнения: расстояние от Петербурга до Москвы около 650 км, и в масштабах страны эта веточка выглядит не слишком длинной; расстояние же от Лондона до Эдинбурга не более 550 км, и преодолев это расстояние, ты проедешь почти через всю страну!