Поезд Caledonian Sleeper.

Каким он был

Из обсуждений в интернете: — А мне нравились вагончики Mk 3! Уютные были, и можно было высунуться в окно.
— А я застал ещё вагоны Mk 1. Там вообще здорово было: просыпаешься, открываешь форточку в купе и слушаешь, как в Шотландии птички поют!

Как только я продлил свою британскую визу в 2018 г., первым делом поспешил съездить на поезде Caledonian Sleeper. Завсегдатаи моего сайта могут помнить, что я уже ездил на этом поезде, что было упомянуто в рассказе «Поездами по Британии. Ещё раз!» (глава 1, глава 2). Несколько фотографий я возьму оттуда. В ту поездке я не совершил одно очень важное дело: не посетил вагон-ресторан! В этот раз мне довелось ехать 1 классом, на что ценник достаточно кусачий, но завтрак подают в вагоне-ресторане. Для желающих, конечно, принесут и в купе.

Сразу скажу, что самый-самый легендарный вагон-ресторан ездит в Форт Уильям, куда я как раз ездил в прошлый раз, а ещё в Абердин и Инвернесс. Как я выяснил, по отправлении из Лондона в составе поезда два «кабака», которые едут в два последних городе. А к Форт-Уильямской группе вагонов по Эдинбургу (станция расцепки поезда) пристёгивают отдельный ресторан. На маршуте же Глазго — Лондон и Эдинбург — Лондон (этот «сервис» называется Lowlander, а второй «сервис», на котором из Лондона можно попасть в Инвернесс, Абердин и Форт Уильям, называется Highlander) работают обычные вагоны-рестораны. Легендарный вагон отличается планировкой и кожаными диванами! А обычный вагон-ресторан своей планировкой напоминает те, которые ездят по путям РЖД.

А вообще Caledonian Sleeper - это не какой-нибудь экскурсионный поезд, на котором туристы будут целую неделю колесить по красивым местам Великобритании, а регулярный поезд, на котором бизнесмены могут с утра оказаться в Англии вместо Шотландиии (или наоборот, конечно), а прилетевшие в Лондон туристы будут к утру развезены в Глазго, Эдинбург, Абердин, Инвернесс и Форт Уильям, из которого обычно едут кататься на паровозе или на остров Скай.

Конечно, до всех этих станций можно доехать и скоростными дневными поездами, но всё равно придётся потратить на это полдня. Ночной поезд специально едет медленно, чтобы люди могли выспаться в дороге. Каждый вечер, кроме субботы, из Лондона отправляются два поезда. В пути следования Hihglander расцепят на три части, каждая из которых утром прибудет в свой город. А Lowlander расцепят на две части: одна поедет в Эдинбург, вторая - в Глазго. В Шотландии в это же время отправляются сразу пять поездов, чтобы утром два поезда подряд прибыли на станцию Euston.

Почему уходящая натура?

Спальные вагоны в поезде типа BR Mark 3, а сидячие и рестораны - BR Mark 2. В 2018 г. ожидается замена этих вагонов на BR Mark 5. Пятое поколение вагонов, в отличие от первых четырёх, будет построено за пределами Острова. Для поезда Caledonian Sleeper вагоны строит завод CAF в Испании. В 2017 г. первые вагоны поступили в Чехию на испытательный полигон Велим (ссылка на Википедию). В течение 2018 г. вагоны доставляют в Британию. Красивые, аккуратные вагончики, но это будет совершенно другой поезд. Не буду ударяться в рассуждения.

Когда я покупал билет на поезд отправлением 30 марта, на этот день был анонсирован последний рейс старых вагонов. Месяц спустя, дебют новых вагонов уже стал анонсирован на осень 2018 г., так что у моих читателей ещё имеется возможность лично запечатлеть уходящий в историю Sleeper с аутентичными британскими вагонами!

Надежда на светлое будущее!

В 2015 году я писал так:
Кондуктор прошёл вдоль вагонов поезда Class 170, твердя на чистом английском вопрос: «Кто-нибудь едет в Wick?» Уик - это самая-самая дальняя на севере станция Шотландии. Дело в том, что наш поезд немного опаздывал, а поезд из Инвернесса на север отправляется как раз после прибытия поезда из Эдинбурга. И если бы на поезде были бы те, кто собирался ехать дальше на север, тот поезд задержали бы, чтобы все нуждающиеся успели.

В английской Википедии пишут, что хотелось бы из Эдинбурга и Глазго запустить ночной поезда до Уика и Тэрсо. Сейчас по этому маршруту можно доехать дневными поездами с пересадкой по Инвернессу. Время в пути составит 3 часа до Инвернесса и ещё 4 часа до конца Far North Line. Расписания поездов согласованы так, что очень долго ждать пересадочного поезда не придётся.

Я считаю, было бы хорошей идеей запустить такой ночной поезд! Если он появится в расписаниях, я постараюсь проехать по этому маршруту. Перевод составов Highlander-а и Lowlander-а на новые вагоны позволит высвободить старые вагоны и запустить этот поезд. Так что если всё сложится удачно, то аутентичные британские вагоны ещё поработают на перевозках пассажиров!

Кстати, иногда назначается рейс Sleeper-а в город О́бан, чему очень радуются фанаты железной дороги и конкретно этого поезда. Может быть, и до О́бана будет поезд?..

Кроме того, как и любая другая железная дорога, ScotRail тоже переоборудует старые, но ещё нормальные, вагоны в измерительные. На сайте у фанатов ScotRail имеется специальная страница, на которой они рассказывают про свои измерительные вагончики. Там я даже вижу своих «братьев по разуму» - поезд для радиоизмерений! Имеются также путеизмерительные вагоны и поезда, ультразвуковой дефектоскоп, габарито­обследо­ватель­ский поезд, вагончик испытания контактной сети и упоминается тормозоиспытательный вагон, вагон-электростанция. В общем, всё как на любой приличной железной дороге! Быть может, и несколько вагонов от Sleeper-а пригодятся для дела!

Размер фотографий:
  • малый
  • большой

Начинается посадка на поезд № 1M11

Что же будет в будущем?

С завода выходят и проходят обкатку в Велиме (Чехия) и на путях в Шотландии новые вагоны. Следующие фотографии я нагло скопировал позаимствовал у newtrains.sleeper.scot, на страницах этого сайта пишут о ходе внедрения новых вагонов. Посмотрим, что там будет внутри!

Что ещё можно почитать? Могу предложить свои же рассказы:

Яндекс.Метрика